Решение от 30.01.2012 года по гражданскому делу № 2-11/2012 о признании прекратившим права пользования жилым помещением.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года                                                                    город Новопавловск

                               

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре М, с участием истца А, представителя ответчика БЭ - адвоката З, действующей на основании удостоверения и ордера , ответчика АА АД, представителя ГКС(К)ОУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат V111 вида» Н, действующей, на основании доверенности, в интересах несовершеннолетних ответчиков АР, БЕ, представителя третьего лица сектора по опеке, попечительству и защите прав несовершеннолетних отдела образования администрации Кировского муниципального района <адрес> А, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску А к БЭ, А АД, АР, БЕ о признании прекратившими права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Истец А обратился в суд с иском к ответчикам БЭ, АА АД, АР, БЕ о признании прекратившими права пользования жилым помещением.

В судебном заседании истец, исковые требования поддержал в полном объеме, при этом, пояснил, что на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником домовладения расположенного в ст. <адрес> .

В настоящее время в данном домовладении зарегистрирован бывший собственник указанного домовладения: БЭ, и члены его семьи: супруга А АД, дочь - АР, дочь - БЕ.

В настоящее время ответчики имеют собственное жилье по <адрес> <адрес>, в котором и проживают. Местонахождение ответчика БЭ, ему не известно. На его неоднократные просьбы сняться с регистрационного учета ответчики не реагируют, и продолжают числиться на регистрационном учете по прежнему месту своего жительства уже в его домовладении.

В соответствии с положениями ст. 288 ГК РФ, собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Согласно положениям части 1 статьи 31 Жилищного Кодекса РФ, ответчики членами его семьи не являются, поскольку общего хозяйства с ними не ведет, общего бюджета не имеет.

Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Кроме того, в настоящее время у него имеются намерения, реализовать свои права как собственника, распорядиться своим имуществом по своему усмотрению, т.е. продать его. Однако сделать он этого не может, поскольку покупатель не желает приобретать недвижимое имущество с зарегистрированными в нем лицами.

Обращал также внимание суда на том, что в данном жилом помещении нет каких-либо элементарных условий для проживания: отрезаны газ и вода, отсутствует свет.

В силу статьи 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» основаниями снятия гражданина с регистрационного учета является, в том числе и изменение места жительства.

Учитывая, что ответчики не желают добровольно сниматься с регистрационного учета, то суд вправе на основании ст.ст. 209, 304 ГК РФ признать их прекратившими права пользования жилым помещением.

Просит признать ответчиков БЭ, АА АД, АР, БЕ прекратившими право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Ответчик АА АД, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и суду пояснила, что по <адрес> <адрес> она не проживает в течение 3-х лет, выехала из данного адреса, в связи с продажей дома её супругом БЭ - А С февраля 2008 года, проживает в квартире, приобретенной для неё и её семьи, дочерью А, расположенной по адресу <адрес> <адрес>. В указанной квартире ею произведен ремонт, имеются все условия для нормального проживания - свет, вода, газ. Прописаться в данном жилом помещении у неё нет возможности, в связи с тем, что прежняя собственница до сих пор не переоформила на неё эту квартиру. Дети во время каникул проживают вместе с ней по указанному адресу. Указывает, что наличие регистрации ей необходимо для получения квалифицированной медицинской помощи в онкологическом центре <адрес>, а также для получения пенсии по инвалидности.

Представитель ответчика БЭ адвокат З считала, что правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.

Представитель ГКС(К)ОУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат V111 вида», действующая, на основании доверенности, в интересах АР, БЕ,в судебном заседании считала заявленные требования основанными на законе, при этом пояснила, что в настоящее время АР и БЕ обучаются в Старопавловской школе-интернате и находятся на полном государственном обеспечении. Также пояснила, что условия проживания по <адрес> несопоставимы с условиями, имеющимися по <адрес>, где нет ни воды, ни газа, ни света.

Представитель третьего лица сектора по опеки, попечительству и защите прав несовершеннолетних отдела образования администрации Кировского муниципального района <адрес> А, не возражала против признания прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, несовершеннолетних АР и БЕ, зарегистрированных по вышеуказанному адресу, поскольку в настоящее время дети обучаются в ГК С(К) ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида» и находятся на полном государственном обеспечении, при этом в период каникул проживают в квартире матери по <адрес>. В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних признается место жительства родителей, одного из родителей, соответственно несовершеннолетние должны быть зарегистрированы по адресу проживания матери.На основании вышеизложенного считает, что удовлетворение искового заявления не нарушит жилищных прав несовершеннолетних.

Выслушав истца А, ответчика АА АД, представителя ответчиков АР и БЕ,представителя ответчика БЭ, представителя третьего лица сектора по опеки, попечительству и защите прав несовершеннолетних отдела образования администрации Кировского муниципального района <адрес>, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд считает, что требования А подлежат удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру, других граждан, а также сдавать его в наём на условиях и в порядке, устанавливаемых жилищным и иным законодательством.

У суда нет оснований сомневаться в правдивости показаний истца, так как они объективно подтверждаются другими доказательствами по делу, представленными в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.

Согласно договора купли-продажи, а также договора приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, А, действующая на основании доверенности от имени БЭ «Продавец», продала и обязалась передать в собственность «Покупателю» А, а А купил и обязался принять в собственность жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.

Из п. 4.6 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО Советского сельского совета <адрес> в отчуждаемом жилом доме на регистрационном учете состоят «Продавец», АА-АД, АР, БЕ Дом полностью освобожден для вселения и проживания «Покупателя». Указанное обстоятельство «Покупателю» известно.

В соответствии с п. 1 ст. 558 ГК РФ, при заключении договора купли-продажи жилого дома или квартиры в договоре должны быть указаны проживающие в доме лица, сохраняющие право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем.

По смыслу п. 1 ст. 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его продажи, относится к существенным условиям договора, т.е. к условиям, в отношении которых между сторонами договора должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что наличие в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ условия о том, что дом полностью освобожден для вселения и проживания «Покупателя», а также отсутствие в нем указания о сохранении за ответчиками права пользования спорным жилым помещением означает, что стороны договора достигли соглашения о том, что такое право за ответчиками не сохраняется.

При этом судом учитывается и то, что договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени никем не оспорен и недействительным не признан.

Свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право собственности А, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ простая письменная форма, на земельный участок, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1455 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО Советского сельсовета <адрес>, в домовладении расположенном в ст. <адрес>, на основании журнала регистрации граждан стр. 131, 23, 58, значатся зарегистрированными: БЭ, АР АД, АР

Установленное позволяет суду прийти к выводу о том, что А, является собственником жилого дома и земельного участка, находящихся по <адрес>, ст. <адрес>, и о прекращении права пользования которым, в отношении ответчиков БЭ, АА АД, АР, БЕ им заявлены исковые требования, в соответствии ст. 304 ГК РФ, как избранным способом защищать свои права для устранения препятствий в их осуществлении.

Согласно ч. ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользована жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлена законом.

В силу ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Судом установлено, что ответчики не проживают по указанному адресу, добровольно покинув место своей регистрации в ст. <адрес>, , а также о том, что никакого соглашения о праве пользования жилым помещением между ними и истцом заключено до настоящего времени не было.

Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» основаниями снятия гражданина с регистрационного учета являются: изменение места жительства, призыв на военную службу, осуждение к лишению свободы, признание безвестно отсутствующим, смерть или объявление решением суда умершим, выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившими право пользования жилым помещением, обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации. Данный перечень является исчерпывающим.

Суд посчитал, что наличие регистрации ответчиков БЭ, АА АД, АР, БЕ в принадлежащем А на праве собственности жилом помещении нарушает его права собственника, предусмотренные статьей 35 Конституции РФ, так как препятствует возможности свободно распоряжаться данным имуществом.

На основании выше исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на наличие регистрации ответчиков в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности, они фактически им не пользуются, то есть не нуждаются в нём, при этом судом учитывается, что АА АД постоянно с февраля 2008 года проживает по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, БЕ и АР находятся в ГК С(К) ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида» на полном государственном обеспечении и в дни каникул проживают в <адрес> <адрес>, то есть по месту жительства матери, а местонахождения БЭ не известно.

Поскольку между ответчиками и собственником жилого помещения не заключалось какое-либо соглашение на его пользование и истец не желает этого делать, то суд приходит к выводу, что ответчики БЭ, АА АД, АР, БЕ прекратили право на его пользование, и данный вывод суда основан и не противоречит нормам ГК и ЖК РФ.      

Изложенное является основанием для удовлетворения иска А о признании БЭ, АА АД, АР, БЕ прекратившими право пользования принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, .

Доводы ответчика АА АД о непризнании исковых требований в связи с тем, что регистрация по месту жительства необходима ей для получения медицинской помощи, а также пенсии по инвалидности, судом не принимаются во внимание и не учитываются при вынесении решения, поскольку не являются основаниями для сохранения за ней права пользования спорным жилым помещением.

В соответствии с п. 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Удовлетворяя исковые требования истца А, суд посчитал возможным не применять положения статьи 98 ГПК РФ о возмещении за счет ответчиков по делу понесенных истцом судебных расходов в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины.

        На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования А к БЭ, А АД, АР, БЕ о признании прекратившими права пользования жилым помещением, удовлетворить.

Признать БЭ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А АД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, АР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БЕ ДД.ММ.ГГГГ года рождения прекратившими право пользования, принадлежащим истцу А на праве собственности, жилым домом по <адрес> края.

Данное решение суда является основанием для снятия БЭ, А АД, АР, БЕ с регистрационного учёта по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

СУДЬЯ                                                                                         П.П. КУЛИК.