РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 7 марта 2012 года город Новопавловск Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре М, с участием истца П, представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> М, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску П к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на льготную пенсию, УСТАНОВИЛ: Истец П обратилась в суд с иском к ответчику ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на льготную пенсию. В суде истец исковые требования полностью поддержала, просила суд их удовлетворить, при этом, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. При этом ею в пенсионный фонд были представлены документы, подтверждающие право на досрочное получение такого рода пенсии. Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года за № 173 досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с Протоколом решения об отказе в назначении трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что, как считает ответчик, у неё недостаточно стажа для назначения данной пенсии. По мнению пенсионного фонда, её общий трудовой стаж, в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а именно Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» составляет 29 лет 04 месяца 15 дней, из них страховой стаж 24 года 3 месяца 21 день. В специальный трудовой стаж в льготном исчислении не включены периоды работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировском территориально-медицинском объединении в должности операционной сестры хирургического отделения стационара, т.к. по мнению ответчика, разделом «Наименование учреждений», «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено «территориально-медицинское объединение». 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировской ЦРБ, так как в указанный период она находилась на курсах усовершенствования (повышения квалификации). Считает, что не включение данных периодов в стаж ее лечебной деятельности не законно и нарушает ее права по следующим основаниям: 1) В вышеуказанном «Списке…» в п. 8 графы «наименование учреждений» указано: «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований)». Кировское территориально-медицинское объединение является структурным подразделением Министерства здравоохранения <адрес>, то есть, является учреждением, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органа государственной власти субъекта РФ. Согласно прилагаемой справке, <адрес> больница несколько раз переименовывалась, однако всегда, так же как и в вышеуказанный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оставалась именно больницей, осуществляющей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По её мнению, наименование данного учреждения не может являться основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. 2) На курсах повышения квалификации, она находилась в период работы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации, и по возвращении из них она работала полный рабочий день. В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат включению на основании ст. 112 КЗоТ РФ (действовавшего в спорный период), поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истицы производились все удержания, в т.ч. в пенсионный фонд. Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации, законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовой пенсии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 N 781, отсутствуют. Считает, что у Пенсионного фонда нет оснований не включать вышеперечисленные периоды её работы в льготный стаж. В связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с иском о признании права на досрочное получение пенсии. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме и признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Представитель ГУ УПФ РФ по <адрес> М исковые требования П не признал полностью и просил суд отказать в их удовлетворении. Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела в их совокупности, пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения исковых требований П Судом установлено, что П обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении ей пенсии, однако решением комиссии ГУ УПФРФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что по имеющимся в отношении П документам, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, составляет 29 лет 4 месяца 15 дней, страховой стаж 24 года 3 месяца 21 день. Удовлетворяя иск П суд исходил из совокупности объективно установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что она имеет необходимый стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, подтвержденный в установленном порядке соответствующими записями в ее трудовой книжке, иными документами, признанными судом доказательствами по делу. Доводы истца о работе в должности операционной сестры хирургического отделения стационара в указанном медицинском учреждении, нашли свое подтверждение и в показаниях допрошенных в судебном заседании свидетелей - П и И, подтвердивших о том, что в оспариваемые ответчиком периоды времени П действительно работала в Кировском территориально-медицинском объединении в должности операционной сестры хирургического отделения стационара. У суда нет оснований сомневаться в правдивости показаний указанных свидетелей. Статья 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 года № 340-1, действовавшего на территории РФ и регулировавшего отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, до принятия ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 года, устанавливала пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в редакции ФЗ № 319-ФЗ от 30.12.2008 года)сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года в разделе «Наименования учреждений» были отражены - лечебные учреждения. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, признано утратившим силу постановление СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991 года и утверждены новые Списки учреждений, где в разделе «Наименование учреждений» отражено - больницы. В вышеуказанном «Списке...» в п. 8 графы «наименование учреждений» указано: «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований)». В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в разделе «Наименования учреждений» отражены - больницы всех наименований. В п. 3 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п. 6 указанных правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: - в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных объединений. Муниципальное учреждение здравоохранения «Кировская центральная районная больница», согласно приложенной справке (л.д. 11), неоднократно переименовывалась (в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировское территориальное медицинское объединение), однако всегда, так же как и в оспариваемый период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оставалась именно больницей, осуществляющей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Таким образом, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировском территориально-медицинском объединении в должности операционной сестры хирургического отделения стационара, должен быть засчитан П в стаж её лечебной деятельности. В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" (действовавших в спорный период), повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным требованием соблюдения условий трудового договора. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежали включению, на основании ст. 112 КЗоТ РФ (действовавшего в спорный период), поскольку за работником в указанный период сохранялось как место работы, так и производились выплаты предусмотренные законодательством. Следовательно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировской ЦРБ, во время нахождения на курсах усовершенствования (повышения квалификации), также должен быть засчитан П в стаж лечебной деятельности. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд считает, что истец П предоставила суду доказательства в подтверждение того, что в установленные судом периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Кировском территориально-медицинском объединении в должности операционной сестры хирургического отделения стационара, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах усовершенствования (повышения квалификации), и данные периоды должны быть засчитаны П в льготный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает каждому гарантируемое социальное обеспечение по возрасту и в других случаях, установленных законом. В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд посчитал, что отказ ГУ УПФ РФ по <адрес> П во включении в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности период её работы в должности операционной сестры хирургического отделения стационара, а также период нахождения на курсах усовершенствования (повышения квалификации) нельзя признать законным и обоснованным. Предъявление таких требований ГУ УПФ РФ по <адрес> к стажу работы П для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения означает введение ограничительного условия, нарушающего ее конституционное право как гражданина на пенсионное обеспечение. С учетом включения судом в настоящее время в стаж работы П оспариваемых ответчиком периодов времени, на момент ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ, общий стаж П составил более 30 лет. Данное обстоятельство явилось основанием для удовлетворения исковых требований П в части признания ее права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В соответствии со ст. 19 п. 2, 3 Закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Соответственно, досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью должна быть назначена П с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня ее обращения за назначением такой пенсии с заявлением в ГУ-УПФ РФ по <адрес>. В связи с удовлетворением исковых требований П, в силу ст. 98 ГПК РФ, суд присуждает возместить ей ответчиком ГУ-УПФ РФ по <адрес> понесенные ею по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 200 рублей. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования П к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на льготную пенсию, удовлетворить. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> зачесть в льготный стаж работы П для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировском территориально-медицинском объединении в должности операционной сестры хирургического отделения стационара; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кировской ЦРБ, в период нахождения на курсах усовершенствования (повышения квалификации) и назначить ей досрочную трудовую пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня ее обращения за назначением такой пенсии с заявлением в ГУ-УПФ РФ по <адрес>. Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в пользу П в счет возмещения понесенных ею затрат по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения. СУДЬЯ П.П.КУЛИК.