Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерациигород Новопавловск 8 апреля 2011 года
Кировский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кошкидько Г.В.,
при секретаре П,
с участием помощника прокурора <адрес> К,
истца П,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, поданного в интересах П к администрации Кировского муниципального района <адрес> о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина, как лица из числа детей сирот,
у с т а н о в и л:
<адрес> в интересах П обратился в Кировский районный суд с исковым заявлением о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина, как лица из числа детей сирот.
Обратившись в суд с названным иском, прокурор указал в нем, что в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот, что подтверждается представленными документами. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ П поставлена на льготную очередь, граждан, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жильем при администрации МО <адрес>. До настоящего времени П жильем в установленном законом порядке не обеспечена. Свое право на обращение в суд с исковым заявлением обосновывает ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> СК К иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме. Подтвердила, что П имеет право на льготное обеспечение жильём в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку находилась с ДД.ММ.ГГГГ под попечительством Ф на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истица П в судебном заседании заявленное требование поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснив, что мама П умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец П умер ДД.ММ.ГГГГ, у ее родителей не было своего жилья. После смерти родителей бабушка Ф оформила опеку и с 1999 года она проживала с бабушкой. В настоящее время она проживает в <адрес> и снимает квартиру, так как работает там. Её право на льготное обеспечение жильём так и не реализовано. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Кировского муниципального района <адрес> Р будучи надлежащим и своевременным образом уведомлённым о дате, месте и времени рассмотрения дела, своим ходатайством просил суд рассмотреть дело в его отсутствии, иск признал в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель Министерства строительства и архитектуры СК по доверенности С в судебное заседание не явилась, представив ходатайство, в котором просила рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В соответствии с. ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Данный иск подан в защиту жилищных прав П, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя данное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в ч.ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Право П на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данное право ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа и так далее по тексту.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, в том числе и внеочередном порядке, урегулированы законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договору социального найма предоставляется за счет средств краевого бюджета, относятся дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, и так далее по тексту закона.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем четвертым названной статьи к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Паспорт гражданина Российской Федерации № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по СК в <адрес> П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Из свидетельства о рождении I-МЛ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Пахачинским п/сельсоветом <адрес> следует, что П родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о рождении произведена запись за №. В графе отец указан П, в графе мать - П.
Из постановления главы администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на регистрационный учет для внеочередного получения жилья.
Из постановления главы администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуну Ф для несовершеннолетней П с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать ежемесячные денежные средства, исходя из утвержденных норм региона.
Согласно свидетельства о смерти I-ПН № выданного райЗАГС <адрес> следует, что П умер ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 32 года в а/д Х-Мансийск-<адрес>.
Согласно свидетельства о смерти I-АГ № выданного отделом ЗАГС <адрес> следует, что П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ в Павловском.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной администрацией МО <адрес> следует, что П, 1988 года рождения проживает в <адрес>.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной администрацией МО <адрес> следует, что П, 1988 года рождения прописана в <адрес>.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав недвижимости за П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Новопавловским филиалом ГУП СК КТИ по <адрес>, Новопавловский филиал ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не располагает сведениями о наличии объектов недвижимости у П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом также установлено, что закрепленного жилого помещения, истица не имеет, в очереди, нуждающихся в жилом помещении, состоит в администрации МО <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что право на внеочередное получение жилья у П возникло в возрасте 18 лет, т.е. до достижения возраста 23 лет, следовательно, П не утратила своего права на льготное обеспечение жильем в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ранее она это право не реализовала. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица относится к числу граждан, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям. Истица закрепленного жилого помещения не имеет, в очереди, нуждающихся в жилом помещении, состоит в администрации МО <адрес>.
При определении нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий судом так же проверялось наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Данных обстоятельств судом не установлено и ответчиком о них суду не заявлено.
Согласно п.3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.06.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований ст. 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 данного ФЗ РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В соответствии с п.9 ч.1 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года №120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее-отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона отдельными государственными полномочиями, указанными в ст. 1 данного Закона, наделяется Кировский муниципальный район, и их реализация обеспечивается за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.
Положением п. 5 ст. 14 ЖК РФ так же предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Таким образом, требование прокурора <адрес> выступающего в интересах П о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Кировского муниципального района <адрес> суд считает обоснованным.
Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На день рассмотрения данного искового заявления, П жилым помещением, по договору социального найма, либо субсидией на приобретение жилья, не обеспечена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах П к Администрации Кировского муниципального района <адрес> о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина, как лица из числа детей-сирот, удовлетворить.
Обязать администрацию Кировского муниципального района <адрес> предоставить П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение с площадью не ниже установленных социальных норм в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней.
Судья Г.В.Кошкидько