Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31.03.2011год г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.., с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Андреева И.И., при секретаре Телегиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Ю.Н. к Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области об индексации сумм возмещения здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Иванов Ю.Н. обратился в суд с требованиями к Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, мотивируя тем, что ответчик выплачивал на основании пункта 13 статьи 14 Федерального закона РФ №179- ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячную сумму возмещении вреда здоровью на основании решений судов, которыми были проиндексированы указанные суммы до 2010 года, в связи с чем, просит проиндексировать указанные выплаты, начиная с 2011 года.
Согласно решению Кировского районного суда г. Саратова от 01.12.2010 г. суд произвел индексацию сумм возмещения вреда здоровью за 2010 год с индексом роста прожиточного минимума 1,10, что составляет 21814 руб. 70 коп. ежемесячно. В связи с тем, что индекс уровня инфляции на 2011 год составляет 1,065, просит обязать ответчика назначить ему ежемесячную выплату в счет возмещения вреда здоровью в размере 23 232 руб. 66 коп., начиная с 01.01.2011 года. В обоснование требований истцом представлен следующий расчет: 21814,70 руб. х 1,065 = 23232,66 руб.
Иванов Ю.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца Авдеев В.П., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Метлина Л.Ф. иск не признала, просила оставить его без удовлетворения. Пояснив, что правильность представленного расчета задолженности ответчик не оспаривает.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что Иванов Ю.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего получил повреждение здоровья вследствие воздействия радиации. Он является инвалидом ..., из-за облучения у него наступила стойкая утрата трудоспособности, что подтверждается справками МСЭ. По решению суда ответчиком с 01.01.2010 года ежемесячно выплачивается компенсация в счет возмещения вреда здоровью - 21814 руб. 70 коп.
Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходит из следующего.
Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995года №179-ФЗ).
Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 2005года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.02г по 31 мая 2004г гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006годах недополученных сумм. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №847, от 07.05.05г №292, от 25.04.06г №246 и от 21.03.07г№171 утверждены Правила индексации в 2004г, 2005г, 2006г и 2007г размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этим постановлением Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий год.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35, в редакции от 5 апреля 2005года №7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.00г с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 ФЗ от 19.06.00г №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г№11-П и касается индексации размера ежемесячной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью.
Таким образом, истец имеет право на индексацию указанных сумм в соответствие с ежегодными Постановлениями Правительства РФ, с учетом выплаченных ему ответчиком сумм.
В соответствие с правовой позицией, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года №35 (в редакции от 05.04.2005г) часть третья статьи 2-й Федерального Закона от 12 февраля 2001года №5-ФЗ, предполагает право инвалида на индексацию размеров выплат, предусмотренных в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений, тогда как ограничения, касающиеся максимального размера выплат, устанавливаемые в соответствие с нормами Закона «О бюджете Фонда социального страхования» являются способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяются на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм возмещения вреда здоровью.
В связи, с чем положения Постановления правительства РФ от 07.05.2005г. о том, что суммы выплат возмещения, после индексации не должны превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования» применимы только для целей той индексации, которая производится одновременно с первичным расчетом сумм возмещения и не могут применяться для целей индексации ранее уже назначенных и получаемых сумм.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного суда РФ от 01. 12.1997г. №18 -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 ФЗ от 24 ноября 1995года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой признанный ранее государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться (п.2 мотивировочной части Постановления), причем в пункте 1-м мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. указывается, что выраженные в принятом 1 декабря 1997 года Постановлении правовые позиции сохраняют силу и в соответствие со ст. 125 часть 6 Конституции РФ, статьями 6,79, 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации, иных участников правовых отношений, а их преодоление при установлении нового правового регулирования недопустимо.
15.02.2001г. вступил в действие Закон № 5 - ФЗ, установивший новую редакцию Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая предполагает иной принцип индексации размера возмещения вреда здоровью чернобыльцам, а именно - в зависимости от ежегодного коэффициента роста прожиточного минимума.
Из Постановления Конституционного суда РФ от 19.07.2002г. следует, что в связи с принятием и вступлением в действие в феврале 2001г. Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», (ч.2 Закона), индексация сумм возмещения вреда инвалидам - Чернобыльцам производится пропорционально росту величины прожиточного минимума. Причем до законодательного закрепления четкого порядка определения прожиточного минимума по Российской Федерации в целом, (п.5.3 Постановления КС), инвалиды-чернобыльцы имеют право в судебном порядке требовать применения для индексации суммы возмещения вреда, ранее выплачиваемой им, индексов роста прожиточного минимума субъекта Федерации, т.е. Саратовской области.
Кроме того, как в Постановлении Конституционного суда РФ от 01.12.1997г., так и в Постановлении от 19.07.2002г. указывалось, что в какой бы форме государство не возмещало бы гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, вред, причиненный их здоровью, любые из них относятся к объему возмещаемого вреда. Более того, в пункте 5.1 мотивировочной части последнего Постановления прямо установлено, что выбор способов определения размеров иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы и критериев их индексации, выступающих в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя. Однако главное при этом состоит в том, чтобы при осуществлении такого выбора законодателем соблюдались конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. И здесь же говориться о том, что в данном случае в качестве критерия индексации был избран рост прожиточного минимума. Все выше сказанное, подтверждается абзацами третьим и четвертым пункта 5.3 Мотивировочной части Постановления.
Следовательно, данная правовая позиция Конституционного суда свидетельствует о том, что индексации в той же форме, что и возмещение вреда здоровью подлежат и иные выплаты, входящие в объем возмещаемого вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.
В Определении Конституционного Суда РФ от 3.11.2006 года № 445-О указано, что при наличии законодательно закрепленной обязанности выплаты сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина государством, ограничение выплат трехлетним сроком исковой давности, установленное ст. 208 ГК РФ, не позволяет пострадавшим гражданам получить соответствующие суммы вследствие недоплаты или несвоевременной их выплаты по вине ответчика, что не соответствует ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации определил, что данное положение ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда пострадавшими лицами, по вине органов, осуществляющих такие выплаты.
Согласно решению Кировского районного суда г. Саратова от 03.12.2010 г. была произведена индексация сумм возмещения вреда здоровью за 2010 год с индексом роста прожиточного минимума 1,1. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 г. № 1079 размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексируются с применением коэффициента 1,065 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы».
На основании изложенного, ежемесячная выплата компенсации возмещения вреда здоровью должна составить: 21814,70 руб. х 1,065 = 23 232,66 руб. Представленный истцом и проверенный судом расчет ответчиком не оспорен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Комитет социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить к выплате в пользу Иванова Ю.Н. , начиная с 01.01.2011г., ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 23 232 руб. 66 коп., с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Кировского района г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, 05.04. 2011 года.
Судья: подпись Е.О.Ефимова