Дело № Решение Именем Российской Федерации 11 мая 2011 года Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Зарькове Д.В., с участием представителя истца Вяткиной О.В., представителей ответчиков Пилипенко И.В., Филатовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Долгалевой ВВ к Комитету социальной защиты г. Саратова, Министерству социального развития Саратовской области о признании отказа в выплате компенсации незаконным, взыскании компенсации за приобретенное средство технической реабилитации инвалида, Установил: Долгалева В.В., являясь законным представителем малолетней Долгалевой Е.А., обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты г. Саратова, Министерству социального развития Саратовской области о признании отказа в выплате компенсации незаконным, взыскании компенсации за приобретенное средство технической реабилитации инвалида, указывая, что ее дочь - ДЕА, ДД.ММ.ГГГГг.р., является ребенком-инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, составленной филиалом бюро № Главного бюро МСЭ по Саратовской области, предусмотрено предоставление технического средства реабилитации - слухового аппарата на оба уха с ушными вкладышами. В связи с имеющейся рекомендацией, истец приобрела для ребенка слуховой аппарат с ушными вкладышами стоимостью 55.700 рублей самостоятельно. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 7 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами ( кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 в случае, если предусмотренное программой реабилитации ( заключением) техническое средство не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации. Истец обратилась в Комитет социальной защиты населения г. Саратова с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации. Однако ответчик отказал в выплате компенсации в связи с тем, что приобретение цифровых, мощных слуховых аппаратов с ушными вкладышами не предусмотрено индивидуальной программой реабилитации. Долгалева В.В. находит данный отказ незаконным, поскольку ею были предоставлены все необходимые документы для получения компенсации. Истец приобрела именно слуховой аппарат с ушными вкладышами, что рекомендовано программой реабилитации. Более того, при прохождении обследования ДД.ММ.ГГГГ в сурдо-аудиологическом центре Управления здравоохранения администрации Саратовской области моей дочери рекомендована коррекция слуха именно со слуховым аппаратом цифровым, мощным на оба уха. В судебное заседание Долгалева В.В. не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности Вяткина О.В. исковые требования поддержала, пояснила, что в программе реабилитации ребенка указана нуждаемость в техническом средстве реабилитации - слуховой аппарат на оба уха с ушными вкладышами. Истец приобрела цифровой мощный слуховой аппарат с ушными вкладышами. Ввиду того, что слуховой аппарат является цифровым и мощным, что следует из его наименования, ответчик отказывается произвести возмещение затрат на приобретение аппарата. Представитель полагает, что приобретение аппарата предусмотрено программой реабилитации, а нуждаемость ребенка именно в мощном цифровом аппарате с ушными вкладышами подтверждена справкой сурдо-аудиологического центра Управления здравоохранения администрации Саратовской области. Поэтому ответчик неправомерно отказал истцу в возмещении расходов на приобретение аппарата. Представитель Комитета социальной защиты населения г. Саратова Филатова Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом технического средства реабилитации), если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. В перечне технических средств, предусмотренных программой реабилитации ребенка-инвалида ДЕА предусмотрено обеспечение слуховым аппаратом на оба уха с ушными вкладышами. Согласно представленному товарному чеку истцом был приобретен цифровой мощный слуховой аппарат с ушными вкладышами. Согласно п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года № 29-П, обеспечение инвалидов техническими средствами и услугами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов в установленном порядке. Выплата компенсации должна производиться в строгом соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Поскольку приобретение цифровых мощных слуховых аппаратов не предусмотрено индивидуальной программой реабилитации ребенка, выплатить истцу компенсацию за приобретенное техническое средство не представляется возможным. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что ответчик при решении вопроса о выплате компенсации не мог принять во внимание представленную истцом справку сурдо-аудиологического центра Управления здравоохранения администрации Саратовской области о нуждаемости ребенка в мощном цифровом аппарате с ушными вкладышами, поскольку компенсация выплачивается лишь в случае приобретения технического средства, предусмотренного программой реабилитации инвалида. Представитель Министерства социального развития Саратовской области Пилипенко И.В. исковые требования не признал по изложенным представителем Комитета основаниям. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Долгалевой В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Установлено, что Долгалева В.В. имеет малолетнего ребенка - ДЕА, ДД.ММ.ГГГГг.р., которая является инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, составленной филиалом бюро № Главного бюро МСЭ по Саратовской области, предусмотрено предоставление технического средства реабилитации - слухового аппарата на оба уха с ушными вкладышами. В связи с имеющейся рекомендацией, истец приобрела для ребенка слуховой аппарат с ушными вкладышами стоимостью 55.700 рублей самостоятельно. Комитетом социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области Долгалевой В.В. отказано в выплате компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации в связи с приобретением технического средства, не предусмотренного программой реабилитации. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно ст. 11.1 указанного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Установлено и ответчиком не оспаривалось, что малолетняя ДЕА, 2010 г.р., является ребенком-инвалидом ( л.д. 9). Согласно разработанной программе реабилитации ребенка-инвалида ( л.д. 10) ДЕА нуждается в техническом средстве реабилитации - слуховом аппарате на оба уха с ушными вкладышами ( л.д. 13). Во исполнение программы реабилитации Долгалева В.В. приобрела для ребенка техническое средство реабилитации - слуховой аппарат цифровой мощный ушными вкладышами, стоимостью 55.700 рублей ( л.д. 17). Суд полагает, что приобретение данного технического средства реабилитации не противоречит программе реабилитации инвалида, которая предусмотрела необходимость ребенка в слуховом аппарате с ушными вкладышами. Тот факт, что истец приобрела для дочери цифровой мощный аппарат с ушными вкладышами само по себе не является нарушением либо отклонением от программы реабилитации, поскольку наименование технического средства лишь характеризует его отдельные технические характеристики, не изменяя при этом направление его применения. Приобретенное истцом техническое средство является ничем иным, как слуховым аппаратом с ушными вкладышами, что не противоречит программе реабилитации. В силу имеющегося у ребенка заболевания, последней рекомендовано коррекция слуха со слуховым аппаратом цифровым, мощным на оба уха, что следует из справки сурдо-аудиологического центра Управления здравоохранения администрации Саратовской области ( л.д. 15). Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика Филатовой Е.А. о том, что при решении вопроса о выплате компенсации необходимо руководствоваться лишь программой реабилитации. Выводы данной справки не противоречат программе реабилитации, предусмотревшей в качестве технического средства - слуховой аппарат. В силу ст. 11.1 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе слуховые аппараты. Более того, в силу ст. 11 указанного Закона индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Исходя из установленных обстоятельств и приведенных положений закона, суд находит незаконным отказ Комитета социальной защиты населения г. Саратова в выплате истице компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, предусмотренное программой реабилитации инвалида. Возможность приобретения инвалидом за счет собственных средств технического средства реабилитации предусмотрена вышеприведенными положениями Закона, а потому понесенные истцом расходы по оплате технического средства должны быть компенсированы ответчиком. Факт оплаты истцом приобретенного технического средства реабилитации подтверждено товарным и кассовым чеками ( л.д. 17,18). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации - слуховой аппарат цифровой мощный с ушными вкладышами. Взыскать с Комитета социальной защиты г. Саратова в пользу Долгалевой ВВ компенсацию за приобретенное средство технической реабилитации в сумме 55.700 рублей ( пятьдесят пять тысяч семьсот руб.). Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Т.Г. Каширина