Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 мая 2011 года город Саратов Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Тороповой С.А., с участием помощника прокурора Кировского района г.Саратова Андреева И.И., при секретаре Савватеевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матасова Ю.В. к М, Управлению М, 3-е лицо: М об индексации денежных средств, получаемых в счёт возмещения вреда здоровью и признании права на возмещение инфляционных убытков, УСТАНОВИЛ: Матасов Ю.В. обратился в суд с иском к М, Управлению М об индексации денежных средств, получаемых в счёт возмещения вреда здоровью и признании права на возмещение инфляционных убытков. В обосновании своих исковых требований истец указывает, что он в период 11.09.1986г.-14.10.1986г. (т.е. менее одного полного календарного месяца) принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в 30-ти километровой зоне). 13.10.1992г. ему первично была установлена 3-я группа инвалидности, связанная с аварией на ЧАЭС. 28.02.1995г. заключением ВТЭК ему установлена утрата трудоспособности 60%. 29.04.1998г. была установлена 2-я группа инвалидности, связанная с аварией на ЧАЭС с утратой трудоспособности 80%. 11.04.2000г. - установлена утрата трудоспособности 100 %. Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Саратова от 07 декабря 2009 года истцу с 01.01.2009 г. установлена сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 40949 руб. 63 коп. Решением Кировского районного от 13 мая 2010 года установлено, что с мая 2000г. по ноябрь 2009 г. истцу выплачивались суммы возмещения в меньшем размере, в связи с чем возникла задолженность в размере 2149286 руб. 38 коп. Истец указывает, что в связи с ростом потребительских цен покупательная способность подлежащей выплате денежной суммы значительно снизилась, в результате чего им были понесены убытки, связанные с несвоевременной выплатой указанных сумм в возмещение вреда здоровью в размере 1085576 руб. 64 коп. Истец просит признать за ним право на выплату за счет средств федерального бюджета задолженности по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на ЧАЭС, за период с 01.05.2000 г. по 30.09.2010 г. в размере 1085576 руб. 64 коп.; обязать У произвести начисление подлежащей выплате истцу задолженности по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на ЧАЭС за период с 01.05.2000 г. по 30.09.2010 г. в размере 1085576 руб. 64 коп. и обязать М, в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 866, внести в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, сведения, необходимые для выплаты истцу задолженности по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на ЧАЭС, за период с 01.05.2000г. по 30.09.2010 г. в размере 1085576 руб. 64 коп. и направить их в Федеральную службу по труду и занятости. В судебном заседании представитель истца Матасова Ю.В. - Колбасов О.Ю., действующий на основании доверенности от 26.02.2009 г. (л.д. 29), заявленные истцом исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям изложенным выше. Просит иск удовлетворить. Истец Матасов Ю.В. о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие. Представитель ответчика М - Леонова Н.В., действующая на основании доверенности (л.д. 57), исковые требования не признала и просила в удовлетворении иска истцу отказать, по тем основаниям, что истцу уже была проиндексирована сумма возмещения вреда здоровью полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС исходя из уровня инфляции и не допустима индексация в зависимости от роста потребительских цен. Кроме того, указывает, что, по мнению ответчика, истцом могут быть предъявлены требования о возмещении вреда здоровью не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Представитель ответчика У - Сутягина Т.В., действующая на основании доверенности (л.д. 74), иск не признала, просит в его удовлетворении отказать. Считает, что в действиях комитета отсутствует вина в несвоевременной выплате сумм возмещения вреда здоровью Матасову Ю.В. 3-е лица - М, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. В суд поступили письменные пояснения по иску Матасова Ю.В. и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном письменном отзыве указывается, что Минфин России не является органом социальной защиты населения, не входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости, на него не возложена обязанность осуществлять выплаты денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. (л.д. 67-71). В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ (Письмо Верховного Суда РФ от 25.01.2008г. № ОСП-2008), до сведения судов доводится, что представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте Российской Федерации формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 872 (с изменениями от 12.12.2007) «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены правила (а в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 12.12.2007 N 866, от 10.12.2008 N 946, от 31.10.2009 N 868 установлено, что в 2008, 2009 и 2010 годах финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами), в соответствии с которыми выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сберегательного банка Российской Федерации. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (каковым в Саратовской области, согласно Положению о нем, является Министерство социального развития Саратовской области), на основании информации территориальных органов социальной защиты населения, ежемесячно составляют реестры, отражающие сведения об изменении размеров денежной компенсации. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и персональные сведения о каждом получателе денежной компенсации. Данные реестры подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости. Из изложенного выше следует, что составляемый М, как органом социальной защиты субъекта федерации, реестр, является единственным правовым основаниям для получения возмещения вреда каждым чернобыльцем в отдельности и, следовательно, действия по его составлений и утверждению являются распорядительной функцией Министерства по назначению возмещения вреда. Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в разъяснении Верховного суда РФ, правомерным является привлечение в качестве представителей ответчика (государства) по делам о возмещении вреда здоровью инвалидам-чернобыльцам как У, поскольку он является органом, в котором формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, так и Министерства социального развития Саратовской области, которое является органом социальной защиты субъекта Федерации, непосредственно принимающим решение в выплате (изменении) возмещения. При этом, в случае не привлечения Министерства в качестве соответчика, решение может стать не исполнимым, поскольку без прямого возложения на него обязанностей включить в реестр того или иного инвалида-чернобыльца, невозможно осуществить принудительное исполнение решение суда. Суд считает, что суммы возмещения вреда здоровью, взысканные на основании исследованного судом решения Кировского районного суда г.Саратова от 07 декабря 2009 года, вступившего в законную силу, установлены в следующих размерах: с 01.05.2000г. - 4301руб. 26 коп., с 01.07.2000г. - 6800 руб. 29 коп., с 01.01.2001г. - 10302 руб. 44 коп., с 01.07.2002г. - 15649 руб. 41 коп., с 01.01.2003г. - 22112 руб. 62 коп., с 01.01.2004г. - 25097 руб. 82 коп., с 01.01.2005г. - 27858 руб. 58 коп., с 01.01.2006г. - 30365 руб. 85 коп., с 01.01.2007г. - 32795 руб. 12 коп., с 01.01.2008г. - 36238 руб. 61 коп., с 01.01.2009г. - 40949 рублей 63 копейки. Решением Кировского районного суда г.Саратова от 13 мая 2010 года за Матасовым Ю.В. признано право на выплату за счет средств федерального бюджета задолженности по ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на ЧАЭС, за период с 01.05.2000г. по 30.11.2009г. в размере 2149286 рублей 38 копеек. Фактически задолженность за период с 01.05.2000г. по 30.11.2009г. в размере 2149286 рублей 38 копеек (установлена решением суда от 13.05.2010 года) была выплачена истцу в октябре 2010 года, путем перечисления на банковский расчётный счёт (л.д. 88-90). Из положений Закона, устанавливающего выплаты чернобыльцам за счет средств федерального бюджета следует, что государство взяло на себя ответственность возмещать вред, причиненный Чернобыльской катастрофой в полном размере, что предполагает право инвалида на своевременное и соответствующее требованиям закона возмещение, а следовательно и соответствующую этому праву обязанность государства в лице органов социальной защиты своевременно и в размере, соответствующем требованиям закона, предоставить такое возмещение. Вместе с тем, при определении сумм задолженностей, относящихся к разным периодам времени, начиная с 2000 года, их значения просто складывались и определялись таким образом на день вынесения решения суда. Однако при этом не учитывалось, что по прошествии стольких лет эти суммы обесценились в связи с инфляцией, и как на день вынесения решения суда, так и на день фактической выплаты, эти суммы не обладали покупательской способностью, которой обладали в тот момент, когда они должны быть выплачены истцу в соответствии с требованиями закона. Данное обстоятельство нарушает имущественные права истца, поскольку действиями органа социальной защиты, неверно рассчитавшего выплаты, был причинен имущественный вред. В силу положений ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданину, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В соответствии с правовой позицией, установленной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 (в редакции от 05.04.2005) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таким сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом. Доводы истца о том, что в указанные периоды времени ему выплачивалось возмещение в меньших размерах, подтверждаются сведениями о перечислении денежной суммы на расчетный счет истца. Согласно представленного истцом расчёта по выплатам в счет возмещения вреда здоровья за период с мая 2000 года по сентябрь 2010 года включительно с учетом помесячных коэффициентов роста цен денежная сумма составляет в размере 3234863,02 руб. (л.д. 6-169). Таким образом, задолженность в данном конкретном случае составляет разницу между общей проиндексированной суммой ежемесячных задолженностей в размере 3234863,02 руб. и задолженностью, установленной решением суда от 13.05.2010 г. в размере 2149286,38 руб., что составляет 1085576,64 руб. Таким образом, суд приходит к выводу, что перед истцом за период с мая 2000 г. по сентябрь 2010 года образовалась задолженность, возникшая в связи с неправильным определением размера возмещения вреда здоровью, несвоевременной выплатой и не применением индексации, в сумме 1085576,64 руб. Доводы ответчика об ограничении истца на предъявление заявленные им требований за прошлое время не более чем за три года, суд находит необоснованными и оценивает их критически по следующим основаниям. В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Вместе с тем, применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных сверх допустимого уровня территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. С учетом характера спорного правоотношения статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачивались заявителю на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", применению не подлежит. Иное толкование положений данной нормы приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан. Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит заявленные истцом исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме. На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: Признать за Матасовым Ю.В. право на выплату за счёт средств федерального бюджета задолженности по ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, за период с 01 мая 2000 года по 30 сентября 2010 года в размере 1085576 рублей 64 копейки. Обязать У произвести начисление подлежащей выплате Матасову Ю.В. задолженности по ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, за период 01 мая 2000 года по 30 сентября 2010 года в размере 1085576 рублей 64 копейки. Обязать М, в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 866, внести в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, сведения, необходимые для выплаты Матасову Ю.В. задолженности по ежемесячной компенсации суммы возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, за период с 01 мая 2000 года по 30 сентября 2010 года в размере 1085576 рублей 64 копейки и направить их в Федеральную службу по труду и занятости. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем принесения кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова. Судья подпись Торопова С.А.