Дело № Решение Именем Российской Федерации 26 мая 2011 года Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Зарькове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грушина СВ к Администрации Кировского района муниципального образования г. Саратов, лечебно-профилактическому учреждению ОТБ-1 о признании права на участие в подпрограмме, признании незаконным отказа во включении в состав участников подпрограммы на получение сертификата, Установил: Грушин С.В. обратился в суд с иском к Администрации Кировского района г. Саратова, лечебно-профилактическому учреждению «О» о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В ходе рассмотрения данного дела Грушин С.В. уточнил исковые требования ( л.д. 45) просил суд признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области во включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Обязать ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области внести Грушина СВ в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в должности начальника караула отдела охраны ОТБ-1, что подтверждается контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг предельного возраста пребывания на службе и общая продолжительность службы составляет более 10 лет. Согласно свидетельства о болезни №, выданного военно-врачебной комиссией центра медицинской и социальной реабилитации УФСИН России по Саратовской области, в связи с заболеваниями возникшими в период прохождения службы, истец по состоянию здоровья признан ограниченно годным к службе. Грушин С.В. является нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в списке очередников на улучшение жилищных условий, проживает в однокомнатной квартире, площадью 26,3 кв. м в составе семьи три человека. Для участия в подпрограмме Грушин С.В. обратился в жилищную комиссию ОТБ-1 ГУФСИН России по Саратовской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, где ему отказано в постановке на учет по месту работы. Грушин С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В марте 2011 года истец обратился в жилищно-бытовую комиссию ОТБ-1 с заявлением о включении в список участников федеральной подпрограммы «Жилище на 2011-2015 годы. Решением комиссии истцу отказано во включении в число участников подпрограммы и рекомендовано обратиться в Администрацию Кировского района, т.е. по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе слушания дела истец уточнил требования и просит признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области во включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Обязать ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области внести Грушина СВ в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В судебном заседании Грушин С.В. указал, что решение комиссии находит незаконным, поскольку состоит в общей очереди в Администрации на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, однако, является военнослужащим, поскольку проходит службу в уголовно-исполнительной системе. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг предельного возраста пребывания на службе и общая продолжительность службы составляет более 10 лет, имеет намерение на увольнение со службы, в связи с чем им подан рапорт на отпуск с последующим увольнением. Грушин С.В. полагает, что обладает всеми основаниями для включения в число участников подпрограммы: состоит на очереди, т.е. нуждается в улучшении жилищных условий, проходил службы в органах уголовно-исполнительной системы, имеет соответствующую для увольнения выслугу. Представитель ответчика - Администрации Кировского района г. Саратова Батраева А.Р. - находит исковые требования Грушина С.В., предъявленные, в том числе к Администрации района, незаконными. Представитель пояснила, что Администрация не готовит списки участников подпрограммы в отношении военнослужащих. Данная категория граждан обеспечивается жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно действующему законодательству, в том числе Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, выдачу сертификатов гражданам, относящимся к категории военнослужащих, производят органы, в которых предусмотрена военная службы, в данном случае ГУФСИН. Представитель ОТБ-1 по доверенности Зорина Е.Е. возражает против удовлетворения иска, пояснила, что законом предусмотрена возможность постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилья органами местного самоуправления. Согласно п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» граждане подают заявления об участии в подпрограмме в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель УФСИН России по Саратовской области Пчелкина Т.А. возражает против удовлетворения иска, поддержала возражения представителя ОТБ-1. Пчелкина Т.А. полагает, что Грушину С.В. следует обратиться в органы местного самоуправления, т.е. по месту нахождения на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Администрации муниципального образования г. Саратов в судебное заседание не явились, извещались судом о слушании дела. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц. В соответствии со ст. ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблее ООН 10.12.1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Установлено, что Грушин С.В. проходит службу в должности начальника караула отдела охраны ОТБ-1, что подтверждается контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг предельного возраста пребывания на службе и общая продолжительность службы составляет более 10 лет. Согласно свидетельства о болезни №, выданного военно-врачебной комиссией центра медицинской и социальной реабилитации УФСИН России по Саратовской области, в связи с заболеваниями возникшими в период прохождения службы, истец по состоянию здоровья признан ограниченно годным к службе. Грушиным С.В. принято решение об увольнении со службы. Грушин С.В. является нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в Администрации Кировского района в общей очереди на улучшение жилищных условий. В марте 2011 года истец обратился в жилищно-бытовую комиссию ОТБ-1 с заявлением о включении в список участников федеральной подпрограммы «Жилище». Решением комиссии истцу отказано во включении в число участников подпрограммы и рекомендовано обратиться в Администрацию Кировского района, т.е. по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование отказа жилищно-бытовая комиссия ссылается на положения действующего законодательства, которое не предусматривает включение в число участников подпрограммы по месту работы. Суд не может согласиться с выводами жилищно-бытовой комиссии ОТБ-1, исходя из следующего. Основания для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» изложены в ст. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы». Согласно указанной правовой норме, к таким основаниям относятся: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Приведенный перечень оснований является исчерпывающим. Как следует из решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отказ Грушину С.В. мотивирован необходимостью обращения в орган местного самоуправления. С подобным выводом согласиться нельзя. Порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы - регламентирован в разделе 2 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы». В соответствии с п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы» Право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и т.д. Согласно п. 19 названного раздела, для участия в Подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти ( подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме. Исходя из содержания приведенной нормы, надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением об участии в Подпрограмме: подразделение или орган местного самоуправления, в котором гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в качестве гражданина имеющего право на получение социальной выплаты. Установлено, что Грушин С.В. поставлен на учет в общую очередь под номером № В качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы, заявитель на учете в органе местного самоуправления не состоит. Таким образом, Грушин С.В., как сотрудник учреждения ГУФСИН России по Саратовской области, имеющий намерение на увольнение, общая продолжительность службы которого составляет более 10 лет, правомерно обратился за предоставлением социальной выплаты на приобретение жилья по месту службы - в ОТБ-1 ГУФСИН России по Саратовской области. Подпункт «а» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы», содержащий перечень документов, который необходимо приложить к рапорту об участии в Подпрограмме, а именно: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Суд полагает, что Грушин С.В. представил достаточный пакет документов, который соответствует приведенным требованиям. При этом суд учитывает, что указаний на то, что решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должно обязательно исходить от органа по месту службы обратившегося гражданина, названная норма не содержит. В судебном заседании представитель ОТБ-1 подтвердила, что жилищно-бытовая комиссия ОТБ-1 обладает полномочиями по включению сотрудников в состав Подпрограммы и формированию соответствующих списков. Суд не может принять во внимание доводы представителя ОТБ-1 о том, что Грушин С.В. еще не уволен со службы, а потому не обладает правом на включение в число участников подпрограммы. Из объяснений истца следует, что он выразил свое намерение на увольнение, указав в рапорте об отпуске о своем желании уволиться со службы. Доводы представителя УФСИН России по Саратовской области о том, что поданный истцом рапорт не отвечает определенным требованиям по форме и содержанию, суд находит несостоятельными, они не могут повлечь за собой отказ в удовлетворении заявленных требований. Другие доводы представителей ОТБ-1 и УФСИН России по Саратовской области основаны на неверном толковании вышеприведенных норм. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области во включении Грушина СВ в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Обязать ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области внести Грушина СВ в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение 10 дней. Судья Каширина Т.Г.