о признании отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении к постановке на учет



Дело № ...      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года                             город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сисиной Н.В.,

при секретаре Трошиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аркадакского районного прокурора Саратовской области в интересах Самохиной ЮФ к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении к постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство ЖКХ) об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свои требования заявитель мотивирует тем, что Самохина Ю.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны, и в соответствии с положениями п.п. 3 ч.1 ст. 15 № 5-ФЗ «О ветеранах» ей должны предоставляться меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В 2010 г. Самохина Ю.Ф. обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, она получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что она одна зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее внуку - ХСН, является членом его семьи, и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы. Как указывает заявитель, проживание Самохиной Ю.Ф. и регистрация по вышеуказанному адресу, было расценено ответчиком как проживание в качестве члена семьи собственника, несмотря на то, что Самохина Ю.Ф. таковой не является. Несмотря на то, что Самохина Ю.Ф. проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ХСН, Самохина Ю.Ф. членом его семьи не является, поскольку внук давно проживает в доме по адресу: <адрес>. Истец просил суд признать за Самохиной Ю.Ф. право на получение жилой площади, как участника ВОВ в соответствии с ЗСО № 85 от 02.07.2009 года «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ФЗ № 5 от 12.01.2995 года «О ветеранах». Также просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства принять решение о постановке Самохиной Ю.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий.

В судебное заседание Прокурор Аркадакского района Саратовской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсуствие.

В судебное заседание Самохина Ю.Ф. не явилась, извещена надлежащим образом, со слов представителя извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель Самохиной Ю.Ф. по доверенности - Шебалова М.С. уточнила исковые требования и просила суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Самохину Ю.Ф. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просила уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Куничкина Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, считает отказ Самохиной Ю.Ф. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий правильным и обоснованным. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Самохина Ю.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 17-19).

С 1999 г. заявительница Самохина Ю.Ф. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ХСН (л.д. 25).

Сведениями о том, что Самохина Ю.Ф. имеет на праве собственности какие-либо жилые помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, суд не располагает (л.д. 13-16).

В 2010 г. Самохина Ю.Ф. обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, она получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что она зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ХСН, является членом его семьи, и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы. (л.д. 7).

Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

В силу положений ст. 1.1 Закона Саратовской области от 2 июля 2009 года     N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

На основании ст. 31 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из объяснений представителя истца следует, что отсутствуют какие-либо законные основания для признания Самохиной Ю.Ф. членом семьи ХСН, поскольку последний вместе с бабушкой не проживает, не ведет общее хозяйство, при этом Самохина Ю.Ф. вынужденно проживает в доме внука, в связи с отсутствием собственного жилья.

Данные обстоятельства также были подтверждены свидетельскими показаниями КЮС, которая в настоящем судебном заседании пояснила, что является родственницей Самохиной Ю.Ф., близко и часто видится с родственниками, знает их положение с семье и то, что Самохина Ю.Ф. не проживает вместе с внуком ХСН ХСН проживает вместе со своей семьей по адресу: <адрес>.

Также указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил свидетель ЕВА, являющийся другом семьи ХСН

Как устанавливается положениями п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом Министерством ЖКХ не было представлено в суд ни одного доказательства в подтверждении своих утверждений, что Самохина Ю.Ф. была вселена в квартиру собственником в качестве члена его семьи, что они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Министерства ЖКХ в постановке заявителя на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным и противоречащим действующему жилищному и нормативному законодательству, в связи с чем, его необходимо признать незаконным.

Суд также находит обоснованными требования истицы об обязании Министерства ЖКХ поставить ее на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью восстановления его законных прав и социальных гарантий.

       

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 56, 254-257, 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Самохину ЮФ на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом Саратовской области от 2 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем принесения кассационной жалобы через Кировский районный суд                г. Саратова.

Судья                                                                                                        Н.В. Сисина