признании отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении к постановке на учет, предоставлении социальной выплаты



Дело № ...      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года                                          город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сисиной Н.В.,

при секретаре Саватеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дендюра АД к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении к постановке на учет, предоставлении социальной выплаты,

установил:

Истица обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство ЖКХ) об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свои требования заявительница мотивирует тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, и в соответствии с положениями п.п. 3 ч.1 ст. 15 № 5-ФЗ «О ветеранах» ей должны предоставляться меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В апреле 2011 г. истица обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, она получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что она одна зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности - БЛА и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы. Как указывает заявительница, ее проживание и регистрация по вышеуказанному адресу, было расценено ответчиком как проживание в качестве члена семьи собственника, несмотря на то, что истица таковой не является. Несмотря на то, что истица проживает в квартире, принадлежащем на праве собственности БЛА, Дендюра А.Д. членом семьи собственника не является, в родственных отношениях с собственником не состоит, БЛА проживает по иному адресу: <адрес>. Истица просила суд признать отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в постановке ее на учет незаконным, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства принять решение о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий, обязать министерство строительства и ЖКХ предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья.

В судебное заседание Дендюра А.Д. не явилась, извещена надлежащим образом, со слов представителя извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель Дендюра А.Д. по доверенности - Чернова Г.И. уточнила исковые требования и просила суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Дендюра А.Д. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просила уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Куничкина Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, считает отказ Дендюра А.Д. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий правильным и обоснованным. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Дендюра А.Д. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

С 2003 г. заявительница Дендюра А.Д. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности - БЛА.

Сведениями о том, что Дендюра А.Д имеет на праве собственности какие-либо жилые помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, суд не располагает.

В 201й г. Дендюра А.Д. обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, она получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что она зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности БЛА, является членом ее семьи, и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы.

Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

В силу положений ст. 1.1 Закона Саратовской области от 2 июля 2009 года     N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

На основании ст. 31 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из объяснений представителя истца следует, что отсутствуют какие-либо законные основания для признания Дендюра А.Д. членом семьи БЛА, поскольку последняя вместе с истицей не проживает, а живет по адресу <адрес>, не ведет общее хозяйство, при этом Дендюра А.Д. вынужденно проживает в квартире по договору найма между БЛА и истицей от 01.02.2003 года, в связи с отсутствием собственного жилья.

Как устанавливается положениями п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом Министерством ЖКХ не было представлено в суд ни одного доказательства в подтверждении своих утверждений, что Дендюра А.Д. была вселена в квартиру собственником в качестве члена его семьи, что они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Министерства ЖКХ в постановке заявителя на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным и противоречащим действующему жилищному и нормативному законодательству, в связи с чем, его необходимо признать незаконным.

Суд также находит обоснованными требования истицы об обязании Министерства ЖКХ поставить ее на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью восстановления его законных прав и социальных гарантий.

       На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 56, 254-257, 194-198 ГПК РФ, суд -

решил:

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Дендюра АД на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом Саратовской области от 2 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем принесения кассационной жалобы через Кировский районный суд                г. Саратова.

Судья                                                                                                        Н.В. Сисина