Дело .... РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года г. Саратов Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего Чижик А.А. при секретаре Зарькове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия по невыполнении обязанности по содержанию муниципальной автомобильной дороги незаконным, возложении обязанности произвести ремонт участка автодороги, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Кировского района г. Саратова обратился в суд с иском к администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по невыполнению обязанности по содержанию муниципальной автомобильной дороги - участка полосы движения автодороги по ул. <...> при движении от ул. <...> до ул. <...> г. Саратова незаконным, возложении обязанности на ответчика произвести ремонт в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 участка полосы движения автодороги по улице <...> от улицы <...> до улицы <...> города Саратова, ссылаясь в обоснование заявленных требований, что 21 апреля 2011 года прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги по ул. <...> от улицы <...> до улицы <...> г. Саратова. В ходе проверки установлено, что данный участок автодороги является автодорогой общего пользования, движение автотранспорта осуществляется в обоих направлениях. Какие-либо ограничения и запреты на движение транспорта отсутствует, осуществляется движение трамваев в обоих направлениях. На протяжении 128 м. от правой полосы от ул. <...> до пересечения с ул. <...> г. Саратова имеется асфальтовое покрытие с многочисленными выбоинами, глубина выбоин вдоль рельсового полотна составляет до 0,17 м., имеется яма размерами 1,7х0,4х0,11 м. На протяжении 136 м. правой полосы от ул. <...> до пересечения ул. <...> асфальтовое покрытие отсутствует. Ширина проезжей части на данном участке сводится к нулевой отметке за счет произрастающего кустарника. Указанное является нарушением законодательства РФ о безопасности дорожного движения и обязанностей ответчика по содержанию муниципальной автомобильной дороги в нарушение прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании представитель прокуратуры Кировского района г. Саратова А.. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поскольку незаконное бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц. Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Б. просила в иске отказать, поскольку автодорога в части отремонтирована, в части же требований относительно полосы движения автодороги по ул. <...> от пересечения с ул. <...> до пересечения с ул. <...> асфальтового покрытия никогда не было, поэтому обязанности ремонтировать его у администрации Кировского района г. Саратова нет. Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», действующего до вступления в силу соответствующего технического регламента, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.д. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. (п.п. 3.1.1., 3.1.2). В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенность его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых и организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечить безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с п.п. 1, 12, 13, 15 ст. 3 Федерального закона 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; Согласно п. 9 ст. 5 того же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. К полномочиям органов местного самоуправления относится деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, а дорожные знаки и разметка являются элементом обустройства автомобильных дорог (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗ). Аналогичная обязанность установлена Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с Уставом города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Участок улицы <...> от улицы <...> до улицы <...> закреплен за администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» распоряжением комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» № 364-р от 28 марта 2011 года «Об уточнении перечня автомобильных дорог, закрепленных за администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов». Как установлено в судебном заседании, участок полосы движения автомобильной дороги с проложенными трамвайными путями по ул. <...> при движении от ул. <...> до ул. <...> (шириной 13,5 м, протяженностью 1266 м., площадью 17091 кв.м., с покрытием - а/бетон), в который входит участок дороги до ул. <...> г. Саратова закреплен за администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов», обеспечение безопасности дорожного движения на данном участке дороги является расходным обязательством муниципального образования, которое должно производить ремонт и содержание указанного участка дороги согласно установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, что сторонами не оспаривается. 21 апреля 2011 года прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги по ул. <...> от улицы <...> до улицы <...> г. Саратова. В ходе проверки установлено, что данный участок автодороги является автодорогой общего пользования, движение автотранспорта осуществляется в обоих направлениях. Какие-либо ограничения и запреты на движение транспорта отсутствует, осуществляется движение трамваев в обоих направлениях. Ширина проезжей части правой полосы (при движении от ул. <...> в сторону ул. <...>) - 1,3 м., ширина проезжей части левой полосы (при движении от ул. <...> в сторону ул. <...>) - 7,4 м., ширина рельсового пространства - 5,3 м., ширина межрельсового пространства, по которому осуществляется движение автотранспорта 2,65 м. в обоих направлениях. На протяжении 128 м. от правой полосы от ул. <...> до пересечения с ул. <...> г. Саратова имеется асфальтовое покрытие с многочисленными выбоинами, глубина выбоин вдоль рельсового полотна составляет до 0,17 м., имеется яма размерами 1,7х0,4х0,11 м. На протяжении 136 м. правой полосы от ул. <...> до пересечения ул. <...> асфальтовое покрытие отсутствует. Ширина проезжей части на данном участке сводится к нулевой отметке за счет произрастающего кустарника. Участок полосы движения автодороги по ул. <...> при движении от ул. <...> до ул. <...> г. Саратова на дату проверки не соответствовал требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93. Указанное подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения от 21 апреля 2011 года, проведенной прокуратурой Кировского района г. Саратова совместно с государственным инспектором ОААН УГАДН по Саратовской области А. Д.В., государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД по г. Саратову И. В.С., фототаблицей к акту проверки, из которой видно, что автодорога на спорном участке находится в состоянии, не соответствующем требованиям государственного стандарта и правилам безопасности дорожного движения, в том числе участок дороги с ул. <...> до ул. <...> не имеет асфальтового покрытия, произрастающий кустарник снижает до нуля ширину проезжей части, ветви деревьев находятся на одном уровне с рельсовым полотном. В период судебного разбирательства администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» осуществлена обязанность по проведению ремонта спорного участка дороги ул. <...> со стороны ул. <...> по ул. <...> г. Саратова, в подтверждение чего предоставлены муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд от 12 апреля 2011 года, заключенный между администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» и МУП «...», смета на выполнение работ по содержанию дорог, тротуаров, зеленых зон и прочих работ по благоустройству территории в Кировском районе г. Саратова во 2, 3, 4 кварталах 2011 года, перечень объектов для выполнения работ, в том числе ул. <...> (от ул. <...> до ул. <...>) площадь дороги 17091 кв.м., ул. <...> - площадь тротуаров 6382 кв.м., площадь зеленой зоны - 19628,9 кв.м., ул. <...> - площадь тротуаров 35575 кв.м., площадь зеленой зоны 27653,9 кв.м., фотоизображения автодороги по ул. <...> со стороны ул. <...> до ул. <...> (ремонт автодороги и межрельсового полотна), акт о приемке выполненных работ от 20 июня 2011 года, приложение к акту № 17 о приемке выполненных работ. В силу требований ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд находит подтвержденными совокупностью указанных выше доказательств обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а его исковые требования подлежащими удовлетворению частично, поскольку в части ремонта участка полосы движения автодороги по ул. <...> при движении от ул. <...> до ул. <...> г. Саратова обязанность ответчиком исполнена. Доводы ответчика о том, что администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» приняла согласно распоряжению участок полосы движения автодороги по ул. <...> от ул. <...> до ул. <...> без асфальтобетонного покрытия, в указанном месте не должно быть автодороги, не основаны на требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, на обстоятельствах дела и противоречат исследованным в судебном заседании доказательствам, а потому не могут быть приняты судом во внимание. Поскольку администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в силу требований ст.ст. 125, 209 Гражданского кодекса РФ является лицом, ответственным на содержание автомобильной дороги местного значения по ул. <...> (от ул. <...> до ул. <...> и от ул. <...> до ул. <...>), в перечне, являющемся приложением к вышеназванному распоряжению комитета по управлению имуществом города Саратова, тип покрытия указан асфальтобетон, а согласно представленным истцом доказательствам участок на протяжении 136 м. правой полосы от ул. <...> до пересечения с ул. <...> не имеет асфальтового покрытия, ширина проезжей части сводится к нулевой отметке за счет произрастающего кустарника, указанное является нарушением прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения как следствие неисполнения ответчиком возложенных законом обязанностей по содержанию и ремонту муниципальной автомобильной дороги. Ответчиком не предоставлены доказательства в подтверждение доводов о необходимости освобождения администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов» от обязанности по ремонту указанного участка автодороги, приведению ее в состояние, предусмотренное государственным стандартом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования первого заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия по невыполнении обязанности по содержанию муниципальной автомобильной дороги незаконным, возложении обязанности произвести ремонт участка автодороги, - удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» по невыполнению обязанности по содержанию муниципальной автомобильной дороги - участка правой полосы движения автодороги по ул. <...> от пересечения с ул. <...> до пересечения с ул. <...> г. Саратова. Обязать администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» произвести ремонт в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участка правой полосы движения автодороги по ул. <...> от пересечения с ул. <...> до пересечения с ул. <...> г. Саратова. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Саратова. Судья: А.А. Чижик ... ... ...