о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № ...Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

07 июля 2011 года                          г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Сисиной Н.В., при секретаре Трошиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Екатериновского района Саратовской области в интересах Кондратьевой НВ к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо - Министерство финансов Саратовской области, о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Кондратьева Н.В., ... года рождения, имеющая статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями «ХХХ» <адрес> и обладает правом на получение по окончании ее пребывания в образовательном учреждении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30 марта 2009 года № ...-Р Кондратьева Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области.

До настоящего времени Кондратьевой Н.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не представлено, чем нарушаются ее конституционное право на жилище и право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке до достижения ею возраста 23 лет.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, указывая, что Кондратьева Н.В. не имеет постоянного места жительства; в настоящее время не трудоустроена; из-за отсутствия денежных средств не имеет возможности получения юридической помощи, прокурор Екатериновского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Кондратьевой Н.В. и просил суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Кондратьевой Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения (л.д. 4-8).

Истица Кондратьева Н.В. обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Истец - прокурор Екатериновского района Саратовской области, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Дюнова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала в полном объеме, пояснив суду, что в ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ведется речи о каких-либо списках очередников или внеочередников, как было предусмотрено в ранее действовавшем ЖК РСФСР. Внеочередники практически выведены из действия статьи самой правовой нормой. Вместе с тем в Методических рекомендациях для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 18, разъяснено, что граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки. Предоставление жилых помещений осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры. В настоящее время свободными жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Саратовской области министерство не располагает. По мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры будет рассмотрен вопрос о предоставлении Кондратьевой Н.В. жилого помещения. В случае вынесения решения о предоставлении Кондратьевой Н.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, будет нарушен принцип справедливого и правильного распределения жилищного фонда, будет создана путаница в правоприменении, в результате чего, будут нарушаться права и законные интересы других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Третье лицо - Министерство финансов Саратовской области, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах его неявки не сообщило.

Выслушав явившуюся сторону, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлены и представителем ответчика не оспариваются следующие обстоятельства: наличие у Кондратьевой Н.В. статуса лица из числа детей-сирот, окончание ею ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями «ХХХ» <адрес>, право Кондратьевой Н.В. на получение по окончании ее пребывания в образовательном учреждении жилого помещения по договору социального найма, отсутствие у Кондратьевой Н.В. жилых помещений на праве собственности.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как устанавливается ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в редакции от 28 ноября 2007 года), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

Судом установлено, что Кондратьева Н.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении Кондратьевой Н.В. (л.д. 12), копией решения Екатериновского районного суда Саратовской области от ... (л.д. 14-15), копией свидетельства о смерти КИН (л.д. 16), копиями путевок (л.д. 18-19).

В 2008 году Кондратьева Н.В. окончила обучение в ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями «ХХХ» <адрес> (л.д. 21-22).

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30 марта 2009 года № ...-Р Кондратьева Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области (л.д. 11).

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» от 02 августа 2007 года N 150-ЗСО, местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест:

1) местонахождение закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания по обстоятельствам, указанным в статье 4 Закона;

2) место первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение;

3) место регистрации их рождения в пределах территории области;

4) место последнего проживания на территории области.

С 20 сентября 2008 года по 01 июля 2010 года Кондратьева Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания № ... от 20 сентября 2008 года (л.д. 25).

С 09 апреля 2011 года по 09 октября 2011 года Кондратьева Н.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 26).

Кондратьева Н.В. имеет на иждивении малолетнего ребенка ЕВН, ... года рождения (л.д. 13, 20).

Вместе с тем из искового заявления следует, что истица просила обязать ответчика предоставить ей жилье без учета членов ее семьи площадью не менее 30 кв.м.

В настоящее время Кондратьева Н.В. собственником жилых помещений не является (л.д. 27, 29, 31).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Кондратьевой Н.В. предусмотренного ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, и удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

Доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об отсутствии в государственной собственности Саратовской области свободных жилых помещений, по мнению суда не может служить основанием для отказа в реализации Кондратьевой Н.В. предоставленного ей права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Кондратьевой НВ вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья