оспаривание действий



Дело года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи

ррр

При секретаре ттт

С участием представителя истца ммм

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ппп об оспаривании действий Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации МО «<данные изъяты>», заинтересованные лица Администрация муниципального образования «», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации МО «<данные изъяты>»,

Установил:

ппп обратилась с заявлением, указав, что Комитет по землепользованию и градостроительству МО «<данные изъяты>» (далее Комитет) отказал ей в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположено принадлежащее ей на праве собственности домовладение по <адрес> в <адрес>. Отказано со ссылкой на самовольное возведение жилого дома. Полагает отказ неправомерным, поскольку является собственником имущества на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ препятствует ей в оформлении прав на земельный участок, осуществлении государственного кадастрового учета. А потому просит признать незаконным бездействие, обязав утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 336 кв.м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Впоследствии заявитель дополнила и уточнила требования, указав, что фактически оспаривает действия заинтересованного лица. Комитет повторно отказал ей в утверждении схемы ДД.ММ.ГГГГ после сдачи технического паспорта на дом, из которого следует, что заявитель осуществила лишь самовольную пристройку к возведенной на законном основании части дома, т.е. произвела реконструкцию.

В судебном заседании ппп не присутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя ммм поддержала заявление, дав объяснения, аналогичные его содержанию. Дополнила, что ранее план земельного участка в установленном законом порядке был согласован и утвержден, однако подлинные документы были утрачены заинтересованным лицом. В связи с чем заявитель вынуждена была повторно оформлять документы на землю. Отсутствие утвержденной схемы препятствует постановке земельного участка на кадастровый учет и оформлению прав на землю. В силу ст.222 ГК РФ без данных документов невозможно зарегистрировать в соответствии с ст.25.2 ФЗ РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на самовольные пристройки.

Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации МО «<данные изъяты>» в судебном заседании не присутствовала. Ранее против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что из представленных заявителем документов невозможно было установить, что возведены лишь пристройки к законному основному строению. ппп не были представлены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на строения. Иных ограничений и препятствий в согласовании схемы не имеется. Никаких прав на земельный участок утвержденная схема не порождает, без схемы невозможно поставить земельный участок на кадастровый учет.

Иные участники процесса в судебном заседании не присутствовали, возражений не представили.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что истица является собственником жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается договором дарения дома от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в МУП БТИ ДД.ММ.ГГГГ за номером 344 (л.д.6). Из свидетельства следует, что жилой дом состоит из одноэтажного кирпичного строения общей площадью 46.2 кв.м., жилой площадью 32.10 кв.м, с хозяйственными и бытовыми строениями: одним кирпичным сараем, одним кирпичным гаражом, одним деревянным наружным сооружением, расположенных на участке земли размером 268 кв.м.

В соответствии с ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО «» 10 и ДД.ММ.ГГГГ отказал заявителю в утверждении и согласовании схемы земельного участка, уточненная площадь которого составляет 336 кв.м. ( л.д.32), ссылаясь на непредставление ппп документов в подтверждение права собственности на жилой дом, поскольку в представленном техническом паспорте на домовладение площадь жилого дома не соответствует данным, указанным в свидетельстве о праве на наследство.

Судом установлено, что заявителем самовольно были пристроены к жилому дому подвал литер ПАЗ общей площадью 18.8 кв.м, литер А3, состоящая из прихожей площадью 12.7 кв.м., совмещенного санузла площадью 5.7 кв.м, а также возведена мансарда. В связи с чем общая площадь домовладения увеличилась. Данный факт подтверждается техническим паспортом МУП ГБТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-96).

Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу п.1.1 ст.36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Согласно п.1.2 ст.36 ЗК РФ цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно ст.3 ФЗ РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О введении в

действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Согласно ст.1 ФЗ РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре

недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Согласно п.4 ст.5 данного закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ст.24 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости»

внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

В силу ст.25 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

В силу п.5 ст.27 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с п.44.2 Правил землепользования и застройки МО «<данные изъяты>», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , минимальный размер вновь предоставляемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляет 200 кв.м.

Установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.

Согласно ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).

Пункт 9 данной статьи предусматривает, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, ппп имеет право на получение в собственность или аренду занимаемого домовладением земельного участка на основании вышеуказанных норм права.

Согласно п.п.1.3., 1.4 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденном Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , утверждение и выдача Схемы осуществляется при формировании земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, расположенными на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка; схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом - основанием для предоставления земельных участков.

В силу п.2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "<данные изъяты>" по вопросам землепользования.

Согласно п.2.2 Порядка к заявлению прилагаются два экземпляра Схемы, выполненной в соответствии с Приложением 1 к настоящему Порядку.

копия паспорта - для граждан, свидетельство о государственной регистрации - для юридических лиц;

правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (при наличии);

правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на здания, строения, сооружения - в случае формирования земельного участка под зданиями, строениями, сооружениями, расположенными на нем;

сведения государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана или кадастровой карты соответствующей территории по форме, утвержденной приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66, выданных не ранее шести месяцев до даты подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка;

доверенность (если заявление подано представителем).

Судом установлено, что вышеуказанные документы были представлены заинтересованному лицу (л.д.53-62).

Суд считает доводы заинтересованного лица в части самовольного возведения строения не основанными на законе и не являющимися основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка. Которая сама по себе прав на земельный участок не порождает, но является необходимым документом для оформления ппп прав на земельный участок. После чего она получит возможность в силу ст.222 ГК РФ оформить права и на самовольные пристройки при соблюдении указанных в данной норме условий.

Пункт 2.8 вышеуказанного Порядка предусматривает отказ в утверждении схемы в случаях:

- несоответствия Схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории;

- непредставления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;

- наличия на момент обращения с заявлением споров о правах на испрашиваемый земельный участок;

- расположения испрашиваемого земельного участка в границах двух и более территориальных зон;

- несоответствия размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков;

- ограничения в обороте или изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством;

- предоставления недостоверных сведений, а также сведений, противоречащих Генеральному плану <адрес>, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "<данные изъяты>", иным правовым актам.

Суд считает, что предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы у Комитета не было.

Согласно ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить заинтересованному лицу срок в один месяц для совершения действий.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать действия Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования « в части отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 336 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязав утвердить и согласовать данную схему в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательном виде.

Судья