о постановке на жилищный учет



Дело года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи

ннн

При секретаре ннн

С участием представителя истца ззз, третьего лица ппп

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску органа опеки и попечительства <адрес> муниципального образования «<данные изъяты>»в интересах ввв к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, третье лицо ппп, о понуждении к постановке на жилищный учет,

Установил:

<адрес> МО «<данные изъяты> обратилась с иском в интересах несовершеннолетней ввв, ДД.ММ.ГГГГ г.р., указав, что Полина, урожденная ррр, осталась без попечения родителей, передана под опеку ппп Ее мать ссс решением <данные изъяты> райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истицы, отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Полина проживает в помещении, принадлежащем мужу опекуна, своего жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Полина изменила фамилию и отчество. Ответчик отказал в принятии ввв на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, нарушив ее права. Просит обязать ответчика принять ввв на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей.

В судебном заседании представитель истца ззз иск поддержала, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебном заседании не присутствовал, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.

Третье лицо ппп иск поддержала, пояснив, что истица является ее дальней родственницей. Однако не является членом ее семьи. Зарегистрирована в квартире, принадлежащей мужу опекуна.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении

дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» от 02.08.2007 N 150-ЗСО право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом осуществляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, если имеется хотя бы одно из следующих условий:

1) местом регистрации их рождения является Саратовская область;

2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в

соответствующее учреждение является Саратовская область;

3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области;

4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области.

В соответствии с ст.5 данного закона принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений при выявлении их как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, не признанных нуждающимися при первичном их выявлении, осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений до достижения указанными гражданами возраста 23 лет.

Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области следующие документы:

1) ходатайство уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства согласно приложению 1, или заявление законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2, или заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 3 (далее - ходатайство или заявление);

2) копия решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в государственное учреждение, в приемную семью, под опеку (попечительство);

3) копия свидетельства о рождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) копия паспорта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) копия документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей;

6) справка о месте проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;

6.1) документы о составе семьи - при наличии у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированного брака и (или) несовершеннолетних детей;

документы соответствующего органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области об отсутствии (наличии) недвижимости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также членов их семьи, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения;

документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также членов их семьи, рожденных до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения;

иные сведения, подтверждающие обстоятельства, указанные в статье 4 настоящего Закона, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.

Поданное со всеми необходимыми документами ходатайство или заявление подлежит регистрации. Лицам, обратившимся с ходатайством или заявлением, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения.

По результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Решение должно быть принято не позднее 30 дней со дня подачи документов и в течение пяти дней со дня принятия решения доведено до сведения лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением, по форме согласно приложению 4.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,

предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма

или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ст.6 Закона Саратовской области от 02.08.2007 N 150-

ЗСО (ред. от 29.07.2010) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест:

1) местонахождение закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания по обстоятельствам, указанным в статье 4 настоящего Закона;

2) место первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение;

3) место регистрации их рождения в пределах территории области;

4) место последнего проживания на территории области.

В соответствии с ст.1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О

дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми – сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Судом установлено, что ррр родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении Ш-ОН 418383 (л.д.8). Мать Полины – ссс, решением <данные изъяты> райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении истицы родительских прав (л.д.11). Отец ттт умер ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти 1-МР 523825 (л.д.10).

Судом установлено, что Полина передана под опеку ппп постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Из материалов дела следует, что ггг <данные изъяты> и отчество с ррр на ввв, что подтверждается свидетельством о перемене имени 1-РУ (л.д.25).

Судом установлено, что Полина зарегистрирована в <адрес> в <адрес>, собственником которой является муж опекуна – ккк (л.д.22-24).

Судом установлено, что Полина собственницей жилых помещений не является, что подтверждается сообщениями МУП ГБТИ и Управления Росреестра по <адрес> (л.д.14-17, 20, 21).

Судом установлено, что ответчиком было отказано ввв в принятии на учет, поскольку она проживает в помещении с составом семьи 3 человека общей площадью 75.5 кв.м., на долю каждого приходится более 10 кв.м общей площади, что выше учетной нормы по <адрес>. В силу чего она не может быть признана нуждающейся в обеспечении жильем (л.д.18-19).

Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч.8 ст.57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы,

подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Суд считает отказ неправомерным, поскольку судом установлено, что истица членом семьи ккк никогда не являлась. Ответчиком не представлено суду доказательств в подтверждение того, что истица была вселена и является членом семьи мужа своего опекуна.

В связи с чем суд считает отказ Министерства строительства и ЖКХ <адрес> в принятии ввв на учет незаконным.

В пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ от 2.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Из материалов дела следует, что мать истицы никогда не проживала в помещении мужа опекуна, истица проживает в квартире своего опекуна в связи с отсутствием закрепленного за ней жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-244 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> принять на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди ввв, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Кировский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня получения его копии и обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня истечения срока подачи заявления ответчиком; а если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в его удовлетворении.

Судья