Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 года город Саратов Кировский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Тороповой С.А., при секретаре Шека С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Сундукова Д.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-и лица: Министерство финансов Саратовской области, Сектор опеки и попечительства администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, установил: Заместитель прокурора Заводского района г.Саратова обратился в суд с исковым заявлением в интересах Сундукова Д.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о постановке на учёт как нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Доводы исковых требований прокурор обосновывает тем, что Сундуков Д.В., <данные изъяты> относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Так, по решению Кировского районного совета народных депутатов от 16.05.1990 № 150/7 истец был временно помещен в Дом ребенка. С 1993 г. по август 1997 г. Сундуков Д.В. находился на полном государственном обеспечении в детском доме № 2 г.Саратова. С 1997 г. по 2005 г. истец обучался в школе-интернате № г.Саратова, а затем с 2005 г. по 2007 г. обучался в <данные изъяты>, где также находился на полном государственном обеспечении. В апреле и мае 2011 г. прокуратура обращалась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке Сундукова Д.В. на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако, был получен письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как не представлено документов подтверждающих статус истца, как лица, оставшегося без попечения родителей. Данный отказ прокурор считает незаконным и необоснованным, так как нарушаются права Сундукова Д.В. на жилище и на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке. В исковом заявлении указывается, что истец из-за отсутствия денежных средств не имеет возможности получить юридическую помощь, относится к категории лиц, требующей социальной поддержки, поэтому заместитель прокурора обратился в суд с иском в интересах Сундукова Д.В. и просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить истца на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в г.Саратове по норме предоставления площади жилого помещения - не менее 30 квадратных метров общей площади. В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Саратова Катушков Р.В. и истец Сундуков Д.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным выше, просят иск удовлетворить. Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки представителя суду неизвестно, письменных возражений от ответчика в суд не поступало. 3-и лицо - Министерство финансов Саратовской области и Сектор опеки и попечительства администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки представителей суду не сообщили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Катушкова Р.В. и истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. На основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Согласно ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. № 150-ЗСО (в редакции от 25.02.2010 года) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если нуждаемость в жилом помещении не была выявлена в установленном порядке до достижения ими 23 лет. Как устанавливается положениями ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на одиноко проживающих граждан - не менее 30 квадратных метров общей площади. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. <данные изъяты> являются соответственно отцом и матерью истца Сундукова Д.В., <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 10). Согласно решения Волжского районного суда г.Саратова от 06.06.2005 г. по гражданскому делу по иску муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии 8 вида» в интересах Сундукова Д.В. о признании безвестно отсутствующим Сундукова В.В. было постановлено признать <данные изъяты>, безвестно отсутствующим с 1 января 2000 года. (оборот л.д. 10). <данные изъяты>., мать истца, отбывая наказание находилась в местах лишения свободы с 1991 г. по декабрь 1996 г., а также с 2002 г. по ноябрь 2004 г. После освобождения из мест лишения свободы сына Дмитрия, <данные изъяты>, из госучреждения не забрала. В настоящее время место её нахождения и проживания неизвестно. По решению Кировского районного совета народных депутатов от 16.05.1990 № № Сундуков Д.В. был временно помещен в Дом ребенка (л.д. 13). По сообщению директора детского дома № № г.Саратова С являлся воспитанником детского дома и находился на полном гособеспечении с 09.02.1993 г. по 29.08.1997 г. При этом он поступил из дома ребенка как оставшийся без попечения родителей на основании путевки областного управления народного образования № 134 от 01.02.1993г. (л.д. 9). Согласно справки директора школы-интерната № № Сундуков Д.В. с 1997 по 2005 год проживал и обучался в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии 8 вида» г.Саратова, находился на полном государственном обеспечении и был зарегистрирован по адресу: <адрес> ( оборот л.д. 9). Из справки зав.филиалом <данные изъяты> следует, что Сундуков Д.В. с 01.09.2006 г. по 01.07.2007 г. обучался в ГОУ <данные изъяты>, находился на полном гос.обеспечении, имеет статус «оставшегося без попечения родителей». На время обучения проживал и был времен зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 8). Из объяснений Сундукова Д.В. следует, что после окончания училища социальный педагог вместе с документами отвезла его к матери в <адрес>. Однако, в этот же день мать его выгнала из дома, он стал проживать на улице. Возвратился в г. Саратов, где стал ночевать в подвалах и на чердаках, попрошайничать. В сентябре 2009 г. встретил С, которая его приютила и стала помогать. Суд приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства бесспорно подтверждают статус Сундукова Д.В. как лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в социальной поддержки и соответствующих гарантиях. Сведениями о том, что Сундков Д.В. имеет на праве собственности какие-либо жилые помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, суд не располагает. В 2011 г. истец обратился в министерство ЖКХ с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в рамках реализации Закона Саратовской области №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Саратовской области», однако ему в этом было отказано. Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке. В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан. Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Министерства ЖКХ в постановке заявителя на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованными и находит правильными требования прокурора об обязании Министерства ЖКХ поставить Сундукова Д.В. на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью восстановления его законных прав и социальных гарантий. Также требование об обязании ответчика предоставить истцу жилое помещение после постановки его на учёт в установленном законом порядке, из государственного жилищного фонда вне очереди в городе Саратове по норме предоставления предусмотренной Законом Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» не менее 30 кв. метров общей площади подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Сундукова Д.В. на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Сундукову Д.В., <данные изъяты>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах города Саратова, общей площадью не менее 30-ти квадратных метров. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем принесения кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова. Судья подпись Торопова С.А.