РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 года г. Саратов Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ульянкина Д.В., при секретаре Постникове Н.С., с участием истца Вартаньян В.М., представителя истца Полякова А.В., представителя ответчика Демина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саратовской региональной общественной организации «...» в интересах Вартаньян В.М. к обществу с ограниченной ответственностью «...», третье лицо: открытое акционерное общество «...», о защите прав потребителя, установил: Саратовская региональная общественная организация «...» (далее - СРОО «ЦЗПП» или Общественная организация) в интересах Вартаньян В.М. обратилось с иском к ООО «...» о защите прав потребителя, просит суд: взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, в связи с отказом от договора купли-продажи системного блока в размере 41526 руб. 78 коп., убытки, вызванные оформлением договора страхования в размере 2479 руб. 20 коп., взыскать неустойку за нарушение сроков устранения недостатков при первичном обращении в размере 11156 руб. 40 коп., взыскать неустойку за нарушение сроков устранения недостатков при вторичном обращении в размере 2479 руб. 20 коп., взыскать неустойку за отказ в удовлетворении в добровольном порядке требования о возврате денежных средств начиная с ... по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда - 30990 руб., расходы на оплату услуг представителя - 2500 руб., взыскать штраф в доход муниципального образования за нарушение прав потребителей в размере 25 % от взысканной суммы, взыскать в пользу Общественной организации 25 % от взысканной суммы в качестве штрафа. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ... Вартаньян В.М. приобрела в магазине ответчика системный блок HPPavilionP6635 XS536EA (компьютер) на сумму 30990 руб., на который установлен гарантийный срок 3 года. ... истец обнаружила недостаток компьютера. ... компьютер был передан на ремонт в сервисный центр «Atto» ИП У.С.В. (...). В ходе ремонта выявлен недостаток - неисправен жесткий диск HDD, который был заменен. На ремонте компьютер находился с ... по ... Спустя 2 недели с момента получения компьютера из сервисного центра вновь проблемы в работе системного блока возобновились. Компьютер ... передан на повторный ремонт, в ходе которого недостаток - неисправен жесткий диск HDD. Неоднократность проявления различных недостатков компьютера и их устранение в течение 1 года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней (47 дней), по мнению истца, дает ей право в соответствии с п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» считать выявленный недостаток существенным и отказаться от исполнения договора, потребовав возврата уплаченной за товар суммы. Обратившись к ответчику с претензией, истец получила отказ в ее удовлетворении. Ввиду не устранения ответчиком выявленных недостатков истец просит взыскать в его пользу неустойку, установленную вышеназванным Законом. Кроме того, товар приобретен в кредит, полученный в ОАО «...». Свои обязательства перед банком истец выполнила, оплатив банку проценты за пользование кредитом. При заключении кредитного договора на покупку товара истец заключила договор страхования, за который уплатила 2479 руб. Все эти расходы истец считает убытками, понесенными в результате приобретения товара ненадлежащего качества, которые следует взыскать с ответчика. Также истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, т.к. испытала нравственные страдания по поводу приобретения некачественной вещи. В судебном заседании истец Вартаньян В.М., представитель истца Поляков А.В., поддержали заявленные требования, дав в их обоснование объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Представитель ответчика Демин С.В. возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что истец не доказал факт того, что в настоящее время товар неисправен. Претензия истца не была удовлетворена, т.к. она не предоставила ответчику системный блок для его проверки. Заявленный размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства и подлежит снижению. Заявленный истцом размер компенсации морального вреда также не соответствует требованиям разумности. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - ОАО «...» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом. Представитель третьего лица просит рассмотреть дело без его участия, сообщив в своем отзыве, что кредит истцом погашен полностью. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, суд приходит к следующему выводу. В силу части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Статьей 19 этого же Закона предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В силу требований Постановления Правительства РФ от 13.05.1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" персональные компьютеры с основными периферийными устройствами отнесены к технически сложным товарам. В судебном заседании установлено, что 30.01.2011 г. истец Вартаньян В.М. приобрела в магазине ответчика системный блок HPPavilionP6635 XS536EA (компьютер) на сумму 30990 руб., на который установлен гарантийный срок 3 года (л.д.6). Данный товар является технически сложным. Компьютер был приобретен с привлечением кредитных средств ОАО «...», сумма кредита составила 34177,20 руб. (л.д.7,12). ... истец погасила кредит, уплатив за него банку сумму 41526 руб. 78 коп. Также установлено, что ... истец обнаружила недостаток компьютера. ... компьютер был передан на ремонт в сервисный центр «Atto» ИП У.С.В. (...). В ходе ремонта выявлен недостаток - неисправен жесткий диск HDD, который был заменен. На ремонте компьютер находился с ... по ... (л.д.8). Спустя 2 недели с момента получения компьютера из сервисного центра вновь проблемы в работе системного блока возобновились. Компьютер ... передан на повторный ремонт, в ходе которого недостаток - неисправен жесткий диск HDD (л.д.8 оборот). Неоднократность проявления различных недостатков компьютера и их устранение в течение 1 года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней (47 дней). Истец предъявила требование об отказе от исполнения договора и возврата уплаченной за товар суммы. Невозможность истцом использования товара в течение года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков дает ей право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, поскольку указанные условия закона установлены в ходе судебного заседания. Следовательно, требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу денежных средств в связи с отказом от договора купли-продажи компьютера в размере 41526 руб. 78 коп., подлежат удовлетворению. Согласно н.1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней (пункт 1 ст. 20 вышеназванного Закона РФ). Учитывая, что сторонами не был установлен срок устранения недостатков товара, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, однако этого сделано не было. Следовательно, истец имеет право на взыскание с ответчика неустойки, установленной законом. Вместе с тем, заявленные истцом суммы неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ с учетом позиции представителя ответчика подлежит снижению, т.к. явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение сроков устранения недостатков (первичное и вторичное обращение) - 5000 рублей, неустойку за отказ в удовлетворении требования о возврате уплаченной денежной суммы - 5000 рублей. В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Из искового заявления и объяснений истца следует, что моральный вред выразился в нравственных переживаниях истца, выразившихся в том, что она покупала компьютер для личного пользования и испытала сильные переживания, когда обнаружил вышеназванные дефекты. Разочарование от покупки некачественного товара и невозможности его использовать в течение длительного времени у истца усилилось из-за того, что недостаток проявился вновь, она не имея возможности пользоваться вещью, несла расходы по выплате потребительского кредита. Исходя из убытков и перенесенных нравственных страданий истец считает разумной сумму компенсации морального вреда 30990 рублей. Суд, исходя из вышеизложенных обстоятельств, полагает, что истец понесла нравственные страдания по вине ответчика и ей причинен моральный вред, размер компенсации которого, исходя из степени понесенных нравственных страданий, существа нарушенного обязательства определяет в 3000 рублей. Требование истца о взыскании убытков, вызванные оформлением договора страхования при заключении кредитного договора в размере 2479 руб. 20 коп., не подлежит удовлетворению. Как следует из условий кредитования (л.д.7), на истце при заключении договора кредита не лежала обязанность застраховать свою жизнь или здоровье, следовательно, данные расходы нельзя признать необходимыми и оправданными при покупке системного блока. Истец не представил доказательства того, что при отсутствии страховки она не смогла бы получить кредит и приобрести выбранный товар. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Судья полагает, что с учетом сложности дела, срока его рассмотрения, количества судебных заседаний, собранных представителем истца доказательств, объема и содержания искового заявления, правовой позиции по делу, понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя 2500 рублей, являются разумными и подлежат взысканию с ответчика. В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от ... N 2300-1 «О защите прав потребителей» При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. Учитывая требования названной нормы права, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход муниципального образования «Город Саратов» штрафа в размере 14256 рублей 70 копеек - 25 % от суммы, присужденной в пользу потребителя, а также о взыскании в пользу Саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» штрафа в сумме 14256 рублей 70 копеек - 25 % от суммы, присужденной в пользу потребителя. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Саратовской региональной общественной организации «...» в интересах Вартаньян В.М. о защите прав потребителя, - удовлетворить частично. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «...» в пользу Вартаньян В.М. убытки, вызванные отказом от исполнения договора в размере 41526 рублей 78 копеек, компенсацию морального вреда - 3000 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 2500 рублей, неустойку за нарушение сроков устранения недостатков (первичное и вторичное обращение) - 5000 рублей, неустойку за отказ в удовлетворении требования о возврате уплаченной денежной суммы - 5000 рублей, а всего - 57026 рублей 78 копеек. Взыскать с ограниченной ответственностью «...» штраф в сумме 14256 рублей 70 копеек в доход муниципального образования «Город Саратов». Взыскать с ограниченной ответственностью «...» штраф в сумме 14256 рублей 70 копеек в пользу Саратовской региональной общественной организации «...». В удовлетворении остальной части исковых требований Вартаньян В.М. отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова. Судья Д.В. Ульянкин