о признании отказа незаконным, об обязании предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с областной целевой программой



Дело № 2-3963/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

04 октября 2011 г.                                                                                                г. Саратов                               

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи - Масалова А.А.

при секретаре Мельникове Д.А.

с участие помощника прокурора ... Катушкова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора ... в интересах Шарапуто А.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства ..., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство финансов ..., о признании отказа незаконным, об обязании предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с областной целевой программой,

установил:

Заместитель прокурора ...А обратился в суд с указанным иском к ответчику в интересах Шарапуто А.А., мотивируя свои требования тем, что отец последнего умер, а его мать признана инвалидом второй группы, является нетрудоспособной, не может осуществлять воспитание ребенка, в результате чего над ним была установлена опека и закреплено жилое помещение, которое постановлением администрации ... признано непригодным для дальнейшего проживания. Шарапуто А.А. является выпускником ... ... .... При обращении к ответчику в ... г. ему отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с областной целевой программой, поскольку необходимо было представить дополнительные документы, подтверждающие факт отсутствия матери. Считая данный отказ незаконным, заместитель прокурора ... просил суд признать отказ ответчика незаконным, обязать его предоставить Шарапуто А.А. социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с областной целевой программой.

Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ..., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, представило возражение на иск, в соответствии с которым ответчик возражает против удовлетворения настоящего иска в виду непредоставления Шарапуто А.А. документов, подтверждающих факт отсутствия матери.

Третье лицо Министерство финансов ..., извещенное надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Помощник прокурора ... Катушков Р.В. и Шарапуто А.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили иск удовлетворить, дав объяснения аналогичные изложенным в иске.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ... №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 3 ст. ... «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ...» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как устанавливается ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со ст. ... «О предоставлении жилых помещений в ...» от ... N 39-ЗСО (в редакции от ...), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

Согласно ч. 1 ст. 5 принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений при выявлении их как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что Шарапуто А.А. относился к лицам, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 13), копией свидетельства о смерти (л.д. ...), копией справки МСЭ (л.д. ...), копией постановления администрации ... (л.д. ...). Указанный вывод, наряду с исследованными письменными материалами дела, позволяет сделать суду определение понятия «детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленном в статье 1 Федерального закона от ... N 159-ФЗ (ред. от ...) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая признает таковыми лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

При этом статьей 121 Семейного кодекса РФ устанавливается, что защита прав и интересов детей, в том числе и в случаях, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Данные органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом опека и попечительство, в силу положений статьи 1 Федерального закона от ... N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 9 названного Закона, категориям граждан, указанным в пунктах 3, 4 части 1 статьи 3 настоящего Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области либо в форме предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с областной целевой программой.

Из содержания письма ответчика истцу следует, что последний обратился ... в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... с пакетом документов для получения именного свидетельства на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в ... в ... годах». Данное обстоятельство подтверждается и доводами, приведенными ответчиком в возражении на иск.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при установлении опеки за Шарапуто А.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: .... Указанный дом постановлением ... непригодным для проживания. Данное обстоятельство подтверждается копиями постановлений администрации ... (л.д. ...), копией справки ТСЖ «...» (л.д. ...), копией паспорта (л.д. ...)

Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности отказа ответчика Шарапуто А.А.

На основании изложенного, исковые требования, заявленные заместителем прокурора ... в интересах Шарапуто А.А., подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... предоставить Шарапуто А.А. социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения в соответствии с областной целевой программой.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд ... в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                  А.А. Масалов