об отмене предписания



Дело № 2-4440/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.10.2011 года                                                                                                     г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи - Масалова А.А.

при секретаре - Пигачёвой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ... Муниципального образования «...» к Государственной инспекции труда по ... об отмене предписания,

у с т а н о в и л:

... Муниципального образования «...» обратилась в Кировский районный суд ... с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что ... государственным инспектором труда в ... Я.А.Г. была проведена внеплановая документальная проверка соблюдения трудового законодательства администрацией ... муниципального образования «...», по результатам которой составлены акт проверки органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя ... от ... и предписание ... от ... государственного инспектора Государственной инспекции труда в .... В акте проверки ... от ... указано на нарушение администрацией ... муниципального образования «...» следующих требований трудового законодательства. В частности, в нарушение ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора в день увольнения Б.Е.Ш., Костиной A.M., П.И.В., Б.А.Ю., М.Ю.С. не был произведен окончательный расчет. В нарушение ст. 84.1. ТК РФ Б.Е.Ш. и К.А.М. не были ознакомлены под роспись с приказом о прекращении трудового договора. В нарушение требований ст. 127 ТК РФ денежная компенсация Б.А.Ю. за неиспользованный отпуск не рассчитана за год. Отраженные в акте проверки нарушения и явились основанием вынесения государственным инспектором труда Я.А.Г. предписания ... от ..., которым на администрацию ... муниципального образования «...» возложены обязанности по устранению нарушений трудового законодательства, а именно:

в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации производить выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в день увольнения;

в соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ производить оплату отпуска не позднее, чем за три дня до его начала;

в соответствии с ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ ознакомить под роспись работников с приказами об увольнении;

в соответствии со ст. 127 ТК РФ выплачивать денежную компенсацию за неиспользованные отпуска;

в соответствии со ст. 356, 357, 419, 192, 193 ТК РФ рассматривать вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде, к дисциплинарной ответственности;

в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Истец считает акт проверки ... от ... незаконным и подлежащим отмене. Не соответствует действительности отраженное в акте проверки ... от ... нарушение, заключающееся в том, что под роспись с приказом об увольнении не ознакомлены Б.Е.Ш. и Костина A.M. В целях соблюдения требований статьи 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации в действительности ознакомлены под роспись Б.Е.Ш. с приказом от ... ...-лс, К.А.М. с приказом от ... ...... инспектор труда сделал вывод об отсутствии подписи Б.Е.Ш. и Костиной A.M. в оригиналах приказов об увольнении в виду отсутствия подписей указанных лиц на заверенных копиях приказов, направленных администрацией ... муниципального образования «...» в государственную инспекцию труда в ... на требование инспектора о предоставлении документов и информации от ... .... Принимая во внимание требования п. 9.4. Постановления администрации ... от ... ... А «Об утверждении Инструкции по работе с документами в администрации ...» и п. 8.4. распоряжения администрации ... от ... ...-р «Об утверждении Инструкции по работе с документами в администрации ... муниципального образования «...», главным специалистом по кадровой работе Р.О.А. воспроизведены копии 5 запрашиваемых приказов и заверены подписью и печатью. В связи с чем, подписи, как и.о. главы администрации района С.А.С., так и работников на заверенных копиях приказов отсутствуют. Однако государственный инспектор труда Я.А.Г., без получения необходимых пояснений в письменной форме от администрации ... муниципального образования «...», сделала необоснованный вывод об отсутствии в оригиналах документов росписей работников. В акте проверки указано, что Б.А.Ю. денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 27 календарных дней выплачена не за год, что свидетельствует о нарушении статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации. В действительности Б.А.Ю. была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 27 календарных дней за год, а именно за период работы с 16.07. 2010 года по .... В приказе об увольнении Б.А.Ю. имеется опечатка (ошибка в печатном тексте, допущенная при наборе) в дате исчисления периода работы, вместо «...» указано «...». Таким образом, компенсация за неиспользованный отпуск выплачена Б.А.Ю. в количестве 27 дней выплачена за год (... по ...). Данные сведения отражены в записке расчете ...... муниципального образования «...» издан приказ от ... ...-лс «О внесении изменений в приказ от ... ...-лс «Об увольнении Б.А.Ю.» Факт выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 27 календарных дней за период работы с ... по ... (за год) подтверждается личной карточкой Б.А.Ю. и приказом от ... ...-к «О предоставлении отпуска Б.А.Ю.» Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исследовании запрошенных документов государственным инспектором труда Я.А.Г., что явилось последствием отражения в акте проверки несоответствующего действительности нарушения администрацией района статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации. В акте проверки указано на нарушение требований статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении следующих работников: Б.Е.Ш., П.И.В., Костиной A.M. Б.А.Ю., М.Ю.С. Б.Е.Ш. написала заявление о предоставлении отпуска с последующим увольнение ..., в котором указала день предоставления отпуска со .... Согласно приказа от ... ...-лс Б.Е.Ш. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск со 2 августа по ... с последующим увольнением. Следовательно, в данном случае в соответствии с частью 9 статьи 136 ТК РФ оплата отпуска должна быть произведена не позднее, чем за три дня до его начала. Однако исполнение данного требования трудового законодательства не возможно в виду личного желания работника Б.Е.Ш., выразившегося в написании ею личного заявления ... о предоставлении отпуска со ... по ... с последующим увольнением. Предоставление работодателем отпуска работнику Б.Е.Ш. в желаемый ею день свидетельствует о соблюдении интересов работника и требований трудового законодательства. Отпуск был оплачен Б.Е.Ш. платежным поручением ... от .... Также в целях соблюдения требований статьи 236 ТК РФ Б.Е.Ш. работодателем выплачена денежная компенсация, что отражено в акте проверки. П.И.В. написал заявление об увольнении ..., в котором указал день увольнения .... В соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем трудовой договор, может быть расторгнут и до истечения предупреждения об увольнении (не позднее, чем за две недели). В целях соблюдения интересов работника П.И.В. и в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 80 ТК РФ работодателем расторгнут трудовой договор с П.И.В. .... Окончательный расчет П.И.В. перечислен по платежному поручению ... от .... Также в целях соблюдения требований статьи 236 ТК РФ П.И.В. работодателем выплачена денежная компенсация, что отражено в акте проверки. Б.А.Ю. написал заявление об увольнении ..., в котором указал день увольнения .... В целях соблюдения интересов работника Б.А.Ю. и в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 80 ТК РФ работодателем расторгнут трудовой договор с Б.А.Ю. .... Окончательный расчет Б.А.Ю. перечислен по платежному поручению ... от ... и в целях соблюдения требований статьи 236 ТК РФ работодателем выплачена денежная компенсация, что отражено в акте проверки. М.Ю.С. написала заявление об увольнении ..., в котором указала день увольнения .... Окончательный расчет не был произведен в день увольнения, поскольку М.Ю.С. предоставлен больничный лист с 1 августа по ... в конце рабочего дня. Учитывая, что больничный лист предоставлен М.Ю.С. ... в конце рабочего дня, окончательный расчет был перечислен по платежному поручению ... от ... и в целях соблюдения требований статьи 236 ТК РФ работодателем выплачена денежная компенсация, что отражено в акте проверки. Также, учитывая, что заявление от ... о предоставлении отпуска с ... с последующим увольнением ... передано Костиной A.M. работодателю ..., окончательный расчет был перечислен по платежному поручению ... ... и в целях соблюдения требований статьи 236 ТК РФ работодателем выплачена денежная компенсация, что отражено в акте проверки. Именно в целях уважения и учета интересов работников при изъявлении работниками желания увольнения в указанный им день, на работодателя в связи с невозможностью исполнения требований статьи 140 ТК РФ по объективным причинам статьей 236 ТК РФ возложена материальная ответственность за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Данная обязанность работодателем исполнена в отношении всех вышеназванных работников в полном объеме. Невозможность исполнения обязанности по соблюдению статьи 140 ТК РФ работодателем постоянно (как указано в предписании) также заключается и в том, что пунктом 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. Учитывая, что согласно пункта 11 Порядка проведения операций по обеспечению кассовых выплат из бюджета муниципального образования «...», утвержденного приказом комитета по финансам администрации муниципального образования «...» от ... ... П «Об утверждении Порядка проведения операций по обеспечению кассовых выплат из бюджета муниципального образования «...» утвержден Порядок проведения операций по обеспечению кассовых выплат из бюджета муниципального образования «...» операционный день комитета по финансам определен с 09:00 до 12:00, следовательно, работникам соответствующих заявлений, предоставленных после указанного времени, платежные поручения по выплате окончательного расчета не могут быть направлены в день увольнения, и направляются на следующий день. Следовательно, исполнение администрацией района обязанности производить выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя в день увольнения (ст. 140 ТК РФ) - постоянно, возложенной предписанием государственного инспектора труда Я.А.Г. невозможно в силу вышеназванных объективных причин. Более того, следует отметить, что обязанности, указанные в предписании не могут быть исполнены администрацией ... муниципального образования «...» в виду их отсутствия на день вынесения предписания ...-ОБ/23/3 от ... и в период проверки, проводимой государственным инспектором труда Я.А.Г. Отсутствие нарушений трудового законодательства, свидетельствует и о незаконном возложении на администрацию ... муниципального образования «...» обязанности в соответствии со ст. 356, 357, 419, 192, 193 ТК РФ рассматривать вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде к дисциплинарной ответственности - до .... Данный факт свидетельствует о незаконном возложении обязанности по привлечению к дисциплинарной ответственности. Учитывая, что отраженные в акте проверки нарушения являются необоснованными, незаконными и не соответствующими действительности, следовательно, требования предписания ...-ОБ/23/3 от ... об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права незаконно. Со ссылкой на приведённые обстоятельства ... Муниципального образования «...» просила суд отменить предписание ...-ОБ/23/3 от ... об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... Я.А.Г..

В судебном заседании представитель ... Муниципального образования «...» по доверенности от ... - Кузьмина Н.А. исковые требования поддержала, дав объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представители Государственной инспекции труда в ... в судебном заседании исковые требования ... Муниципального образования «...» не признали, указав в своих возражениях, что в ... года на сайт Государственной инспекции труда в ... поступило обращение о проверке работу и.о. главы ... МО «...» С.А.С., так как им нарушается трудовое законодательство по отношению к подчиненным. Работник ссылался на то, что за полторы недели работы С.А.С. поступило 5 заявлений на увольнение, увеличился рабочий день на 5 часов, выходные дни стали рабочими днями, что не оплачивается. Рассмотрение заявления было поручено государственному инспектору труда Я.А.Г. В ходе надзорно-контрольных мероприятий государственным инспектором труда Я.А.Г. в целях рассмотрения обращения были затребованы от работодателя (... МО «...») заверенные копии документов, имеющих отношение к предмету проверки. В результате исследования представленных документов были вскрыты нарушения трудового законодательства, в связи с чем работодателю выдано предписание об их устранении. ... государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в ... Я.А.Г. по результатам проверки, проведенной в ..., составлен акт проверки ... и предписание ... об устранении выявленных нарушений. Согласно акту проверки были выявлены ряд нарушений. Проверка проводилась по представленным работодателем, заверенным копиям документов. В соответствии с п.6 ст. 11 Федерального закона от ... N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от ... ..., ..., ..., ..., ... г... г.), указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ... ...) в п.29 установлено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или их часть, не имеющий юридической силы. А в соответствии с п. 30 вышеуказанного ГОСТ установлено, что заверенной копией документа считается копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Согласно инструкции по работе с документами в администрации муниципального образования «...» (утв. Постановлением администрации города Саратова ...а от ...) заверенной копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, на котором в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ему юридическую силу. В ходе проверки инспектор исходил из того, что информация, изложенная в представленных документах является полной и достоверной. Из приказов представленных как приложение к возражению (приказы) также нельзя установить день ознакомления с ними работников, так как отсутствует дата ознакомления. Довод о нарушении государственным инспектором труда в ходе проверки п. 8 ст. 11 Федерального закона ... «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также не может быть принят во внимание по причине того, что в ходе документарной проверки ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах не выявлены. Таким образом, инспектор не обязан был истребовать объяснения, а работодатель своим правом давать объяснения не воспользовался. Как считает ... МО «...» в иске по вопросу выплаты Б.А.Ю. денежной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск является опиской. Однако, на момент проверки в ... приказ от ... ...-лс, отсутствовал, в виду чего данный факт не возможно считать опиской. Данный приказ был издан во исполнения предписания Государственной инспекции труда в ... после его получения. Довод о соблюдении требований ст. 140 ТК РФ при увольнении Б.М.А. является несоответствующим действительности, в виду того, что в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ... N 131-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грудининой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью второй статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную Трудовым кодексом Российской Федерации (в частности, его статьями 84.1, 136 и 140) обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска. В нарушение требований ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора в день увольнения Б.М.А. не был произведен окончательный расчет. Предоставление отпуска с последующим увольнением является правом работодателя, по этому предоставляя такое право, работодатель должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 136, 140 Трудового Кодекса РФ. На основании этого довод ... МО «...» о невозможности соблюдения ч.9 ст. 136 Трудового Кодекса РФ необоснован, и ссылка ... МО «...» на волеизъявление работника вообще не уместна, так как трудовое законодательство должно применяться без каких-либо видоизменений, даже если работник написал личное заявление. Работодатель должен соблюдать трудовое законодательство, не нарушая установленных законодательством прав работников. Согласно представленным документам, отпуск Б.Е.Ш. был оплачен, но не в установленный законом срок, что является нарушением трудового законодательства. Однако, работодателем была начислена и выплачена компенсация в соответствии с требованиями ст.236 Трудового Кодекса РФ, но в виду того, что нарушение имело место быть, работодателю было выдано Государственным инспектором труда Я.А.Г. предписание, носящее рекомендательный характер, на будущее не нарушать требования трудового законодательства РФ. В нарушение требований ст. 140 Трудового Кодекса РФ при увольнении Прохорова И.В., Б.А.Ю., М.Ю.С., Костиной A.M. окончательный расчет был произведен не в последний день работы, не зависимо от того, что была начислена и выплачена компенсация в соответствии с требованиями ст.236 Трудового Кодекса РФ нарушение трудового законодательства имело место быть, в связи с чем в предписании выдан пункт, о не нарушении данной нормы, который носит рекомендательный характе... работника по собственному желанию в тот же день, когда написано заявление об увольнении (во второй половине дня), заведомо не соблюдает, нормы трудового законодательства, игнорируя их. Довод ... МО «...» о невозможности соблюдения норм трудового законодательства ст. 140 Трудового Кодекса РФ необоснован, в виду того, что в соответствии со ст.20 Трудового Кодекса РФ Администрация Фрунзенского Района МО «...» является работодателем, в связи с чем обязана соблюдать нормы трудового права, несоблюдение которых является нарушением. Таким образом, ... МО «...» были нарушены нормы трудового законодательства, в связи с чем работодателю выдано предписание об их устранении, и выявленные нарушения считаю обоснованными, законными и соответствующими действительности.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ... государственным инспектором труда в ... Я.А.Г. была проведена внеплановая документальная проверка соблюдения трудового законодательства администрацией ... муниципального образования «...», по результатам которой составлены акт проверки органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя ... от ... и предписание ... от ... государственного инспектора Государственной инспекции труда в .... В акте проверки ... от ... указано на нарушение администрацией ... муниципального образования «...» следующих требований трудового законодательства. В частности, в нарушение ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора в день увольнения Б.Е.Ш., Костиной A.M., П.И.В., Б.А.Ю., М.Ю.С. не был произведен окончательный расчет. В нарушение ст. 84.1. ТК РФ Б.Е.Ш. и К.А.М. не были ознакомлены под роспись с приказом о прекращении трудового договора. В нарушение требований ст. 127 ТК РФ денежная компенсация Б.А.Ю. за неиспользованный отпуск не рассчитана за год. Отраженные в акте проверки нарушения и явились основанием вынесения государственным инспектором труда Я.А.Г. предписания ... от ..., которым на администрацию ... муниципального образования «...» возложены обязанности по устранению нарушений трудового законодательства, а именно:

в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации производить выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в день увольнения;

в соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ производить оплату отпуска не позднее, чем за три дня до его начала;

в соответствии с ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ ознакомить под роспись работников с приказами об увольнении;

в соответствии со ст. 127 ТК РФ выплачивать денежную компенсацию за неиспользованные отпуска;

в соответствии со ст. 356, 357, 419, 192, 193 ТК РФ рассматривать вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде, к дисциплинарной ответственности;

в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Приведённые обстоятельства, подтверждаются копией предписания № ... от ... (л.д. ...).

В соответствии со ст. 356 Трудового Кодекса РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела не были опровергнуты установленные проведённой государственным инспектором труда в ... Я.А.Г. обстоятельства нарушения администрацией ... муниципального образования «...» требований трудового законодательства, которые нашли своё отражение как в акте проверки, так и в оспариваемом предписании.

Вывод государственного инспектора труда о допущенном со стороны работодателя нарушении требований ст. 84.1 Трудового Кодекса РФ, основан на предоставленных в рамках проводимой проверки копиях приказов об увольнении Б.Е.Ш. и К.А.М., которые не содержали сведений об ознакомлении работников с данными приказами.

Факт осуществления с Б.Е.Ш., К.А.М.., П.И.В., Б.А.Ю., М.Ю.С. при прекращении трудового договора, в нарушение ст. 140 ТК РФ, не в день увольнения также подтверждается как собственными объяснениями представителя истца, так и материалами дела.

Как усматривается из копии приказа ...-лс от ... «Об увольнении Б.А.Ю.» компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 27 календарных дней была рассчитана за период с ... по ..., на что также было обращено внимание в акте проверки.

Само предписание ... от ..., об отмене которого заявлено требование, не возлагает на истца обязанности по устранению каких-либо конкретных нарушений, а носит общий, рекомендательный характер. Не содержит предписание и обязанности привлечь виновных в нарушении норм трудового законодательства лиц к дисциплинарной ответственности. Предписание лишь указывает на необходимость рассмотреть вопрос об этом.

Таким образом, обстоятельств нарушения каких-либо прав истца вынесенным Государственной инспекцией труда в ... предписанием, а также незаконного возложения какой-либо обязанности или привлечения к ответственности, в ходе рассмотрения дела установлено не было. С учётом этого оснований для удовлетворения заявленных ... Муниципального образования «...» исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления ... Муниципального образования «...» об отмене предписания ... от ... об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ... Я.А.Г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд ... в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                              А.А. Масалов