22.08.2011 года г. Саратов Кировский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Яремчук Е.В., при секретаре Хвастуновой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лысогорского района Саратовской области в интересах Кузнецова Дениса Юрьевича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты и постановке на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты, установил: Прокурор Лысогорского района Саратовской области в интересах Кузнецова Д.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказ в принятии Кузнецова Д.Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что Кузнецов Д.Ю., имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей, обладает правом на получение жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении. ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым Д.Ю. в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области был предоставлен пакет документов для признания его нуждающимся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах. В постановке на учет Кузнецову Д.Ю. было отказано, поскольку он зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 72,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Вместе с ним в данном жилом помещении зарегистрировано еще 4 человека. Уровень обеспеченности каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляет 14,48 кв.м, что превышает учетную норму - 14 кв.м. Считает, данный отказ незаконным, поскольку Кузнецов Д.Ю. был вынужден зарегистрироваться в указанном жилом помещении, принадлежащим его опекуну, так как в случае утери регистрации будет нарушено его право на передвижение, работу и т.д. Жилого помещения по договору социального найма, а также право собственности на часть либо на все жилое помещение опекуна, либо иное недвижимое имущество Кузнецов Д.Ю. не имеет. Просит признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в постановке на учет Кузнецова Д.Ю. в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Кузнецова Д.Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах. В судебное заседание прокурор Лысогорского района Саратовской области не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, на рассмотрение дела в порядке заочного производства согласен. Кузнецов Д.Ю., в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, суд, с согласия прокурора Лысогорского района Саратовской области, рассмотрел дело в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства. Исследовав материалы дела, и оценив собранные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005 № 39-ЗСО (ред. от 03.08.2011) «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (далее - социальная выплата) на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном соответствующим законом области. В соответствии со ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2007 № 150-ЗСО (ред. от 03.08.2011) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» принятие граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений без ограничения возраста. Граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области документы, согласно перечню установленному ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Закона. Поданное со всеми необходимыми документами ходатайство или заявление подлежит регистрации. Лицам, обратившимся с заявлением, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. В силу ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст. 50 Жилищного Кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных. В судебном заседании установлено, что Кузнецов Д.Ю. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении Кузнецова Д.Ю. (л.д. 11), свидетельством о смерти ФИО4 (л.д. 10), постановлением администрации Яблочного округа Лысогорского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), постановлением администрации МО Лысогорского района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), постановлением администрации МО Лысогорского района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Также установлено, что Кузнецову Д.Ю. предоставлена дополнительная гарантия на жилое помещение после окончания его пребывания в образовательном учреждении, признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из государственного жилищного фонда области после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации МО Лысогорского района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), постановлением администрации МО Лысогорского района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). ФИО1 закончил обучение в <данные изъяты> и в ГОУ <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Д.Ю. проходил военную службу по призыву, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Саратовской области по Калининскому, Самойловскому и Лысогорскому районам № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25). ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым Д.Ю. в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области был предоставлен пакет документов для признания его нуждающимся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах. В постановке на учет Кузнецову Д.Ю. было отказано, поскольку он зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 72,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Вместе с ним в данном жилом помещении зарегистрировано еще 4 человека. Уровень обеспеченности каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляет 14,48 кв.м, что превышает учетную норму - 14 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24). Также установлено, что Кузнецов Д.Ю. членом семьи своего опекуна - ФИО5 не является, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО5, в котором кроме Кузнецова Д.Ю. зарегистрированы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (л.д. 12, 15, 19). Жилого помещения в собственности Кузнецов Д.Ю. не имеет, что подтверждается сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, в ходе рассмотрения дела представлено не было. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что у ответчика не было предусмотренных законом оснований для принятия решения об отказе истцу в поставке на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах. Таким образом, суд приходит к выводу, что требование прокурора Лысогорского района Саратовской области о поставке Кузнецова Д.Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в постановке на учет Кузнецова Д.Ю. в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Кузнецова Д.Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и приравненных к ним граждан» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» в 2011-2015 годах. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Е.В. Яремчук