жилищный учет



Дело года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи – ллл

при секретаре ддд

с участием истицы ссс и представителя истицы ззз

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ссс к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>; третье лицо - Министерство финансов <адрес>, о восстановлении срока для обращения в суд, признании действий незаконными, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

ссс обратилась с иском, указав, что ее мать была лишена родительских прав решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. Опекуном истицы была назначена бабушка ннн, проживающая по адресу: <адрес>. Истица была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, р.<адрес>. По данному адресу проживает также ее мать. Данное жилое помещение непригодно для проживания. Распоряжением Министерства строительства и ЖКХ <адрес> она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей. Фактически она все время проживала без регистрации с опекуном. Затем проживала без регистрации в разных местах. С ДД.ММ.ГГГГ с согласия собственников <адрес> по п<адрес> в <адрес> она была постоянно зарегистрирована в данном помещении, заключив договор найма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В июле 2011 года она узнала, что распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ -р она была снята с учета в связи с регистрацией в <адрес> по п<адрес> в <адрес>. Полагает распоряжение незаконным, поскольку не является членом семьи собственников данной квартиры, иного помещения не имеет. Ответчик в нарушение закона не предоставил ей жилое помещение ранее. А потому просит восстановить срок для обжалования распоряжения, признав его незаконным; восстановить ее в списках на получение жилого помещения из государственного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика предоставить ей жилое помещение площадью 30 кв.м по договору социального найма в <адрес>.

В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебном заседании не присутствовал. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес> в судебном заседании не присутствовал.

Заслушав объяснения истицы и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом осуществляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, если имеется хотя бы одно из следующих условий:

1) местом регистрации их рождения является Саратовская область;

2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область;

3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области;

4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,

предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что за ссс, имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, срок пребывания которой в образовательном учреждении истек, на основании распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), было признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из государственного жилого фонда <адрес>. Истица была включена в план обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения.

Судом установлено, что распоряжением Министерства строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р истица была снята с учета на основании факта регистрации в <адрес> по п<адрес> в <адрес>, общая площадь которого составляет 44 кв.м. В распоряжении указано, что истица как член семьи собственника помещения имеет право проживать в нем на основании ст.51 ЖК РФ. При этом на каждого приходится более 10 кв.м жилой площади, т.е. учетной нормы по МО «<адрес>». Данный факт подтверждается ответом Министерства строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).

Частью 2 ст.46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В п.24 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике

рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что при рассмотрении заявлений граждан в порядке главы 25 ГПК РФ необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Судом установлено, что ссс узнала о нарушении своего права в июле 2011 года, что подтверждается ответом ответчика на ее обращение (л.д.13-14). Доказательств обратного суду не представлено. Обратилась истица с иском ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок пропущен фактически на несколько дней, что является несущественным. При таких обстоятельствах суд считает необходимым восстановить ей срок для обжалования оспариваемого распоряжения.

Суд считает распоряжение незаконным поскольку ответчиком не представлено суду доказательств в подтверждение того, что истица является членом семьи собственников <адрес> по п<адрес> в <адрес>. Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что собственниками квартиры являются ггг, ннн, ккк (л.д.10-12).

Суду представлен договор найма жилого помещения, заключенный между истицей и собственниками квартиры сроком на 6 месяцев (л.д.17-19), что свидетельствует о том, что истица вселилась в данную квартиру не в качестве члена семьи. Доказательств иного суду не представлено.

В силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Никаких доказательств того, что истица является членом семьи собственников ответчиком суду не представлено. Вследствие чего суд считает необходимым распоряжение о снятии заявителя с учета отменить.

Судом установлено, что мать истицы – ррр, лишена родительских прав в отношении нее решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30). Сведения об отце записаны со слов матери.

Судом установлено, что по прежнему месту регистрации: <адрес>, р.<адрес>, зарегистрирована мать истицы ррр, а также ттт, ввв (л.д.27).

Судом установлено, что ррр в настоящее время закончила обучение, что подтверждается дипломом (л.д.25).

Из материалов дела следует, что ссс в собственности жилых помещений не имеет, что подтверждается сообщениями Управлением Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у истицы предусмотренного ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-244 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить ссс срок для обжалования распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Отменить распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, признав его незаконным.

Восстановить ссс в списках лиц, нуждающихся в получении жилого помещения из государственного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ссс вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, общей площадью не менее 30 кв.м., в <адрес>.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Кировский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня получения его копии.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня истечения срока подачи заявления об отмене; а если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в его удовлетворении.

Судья: