РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 ноября 2011 года г. Саратов Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ульянкина Д.В., при секретаре Бибарсовой З.М., с участием истца Серватова А.Н., представителей истца Кузнецова В.А., Кузнецовой А.А., представителя ответчика Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Маркеловой Д.А., представителя ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животикова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серватова А.Н. к Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании права собственности на земельный участок, установил: Серватов А.Н. обратился с иском к Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования (далее - МО) «Город Саратов» и просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1162 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, 1-й <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право собственности на самовольные строения по названному адресу. Впоследствии, оформив самовольные строения, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка. Распоряжением Комитета по землепользованию и градостроительству г. Саратова истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку участок расположен в границах территории общего пользования (часть участка находится в красных линиях) и не подлежит приватизации. Истец пользуется участком с 1982 года и с этого времени ему принадлежит дом. Полагает, что ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, в случае планируемого размещения на этом участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.п. С учетом характера спорных правоотношений к ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству администрации Муниципального образования «Город Саратов». Истец Серватов А.Н. и его представители Кузнецов В.А., Кузнецова А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить. Пояснили, что спорный земельный участок стоит на кадастровом учете. Границы соседних участков (по фасаду) находятся на одной линии с границей спорного участка и все кроме Серватова А.Н. оформили право собственности на земельные участки. <адрес> не имеет сквозного движения и там нет каких-либо дорог. После признания судом права собственности на участок истец планирует выкупить его у муниципалитета в установленном порядке. Земельный участок вместе с домом в сегодняшних границах истец приобрел в 1982 году на основании письменного договора с бывшим владельцем данного имущества - физическим лицом. С тех пор пользуется участком, оплачивает за него налоги, содержит его. Никто к нему за это время с претензиями относительно границ земельного участка не обращался. Представитель ответчика Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» Маркелова Д.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения иска. В обоснование свих возражений пояснила, что часть земельного участка истца расположена на землях общего пользования, в красных линиях <адрес>а. Красные линии установлены Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции решения Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Территория муниципального образования «Город Саратов» поделена на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц при осуществлении земельных правоотношений. Территория общего пользования в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, бульвары и др.). Земельный участок в испрашиваемых границах может быть предоставлен истцу на праве аренды с ограничением по использованию земельного участка в виде запрета на участке в красных линиях на новое капитальное строительство и реконструкцию существующих объектов с увеличением их площади и строительного объема. В случае удовлетворения исковых требований уменьшится территория общего пользования: проезжая часть <адрес>а и пешеходная зона. Представитель ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» Животиков А.О. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что земельный участок находится в пределах красных линий, что подтверждает фрагмент карты градостроительного зонирования. Поэтому на той части участка, которая расположена в красной линии нельзя осуществлять реконструкцию существующего домовладения и этот земельный участок в существующих границах не может быть предоставлен в собственность. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу пункта 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Из материалов дела следует, что истец Серватов А.Н. имеет в собственности жилой дом, площадью 25,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.12). Право собственности на дом установлено на основании решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17). Земельный участок площадью 1162 кв.м по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер № (л.д.8-11). Таким образом, основанием для предоставления истцу в собственность земельного участка явилось наличие у него ранее зарегистрированного права собственности на жилой дом. Распоряжением Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р Серватову А.Н. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:030122:139 в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования, не подлежащей приватизации (л.д.13). Согласно п.1 ст. 11 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) дает понятие правил землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 ст. 1); также дает понятие градостроительного регламента, как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 ст.1 ГрК РФ). Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11 ст. 1 ГрК РФ). Согласно ч. 2, 3, 12 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, федеральное законодательство, устанавливая возможность приобретения права собственности на земельный участок, ограничивает права собственника посредством установления категорий земель, требований о назначении земельных участков, вида использования территории. При этом ряд полномочий по нормативному регулированию земельных отношений передано органам местного самоуправления. Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден план красных линий центрального планировочного района г. Саратова. Установлены градостроительные ограничения использования объектов недвижимости, расположенных в пределах красных линий на территории г. Саратова. В частности установлен запрет на капитальное строительство и реконструкцию существующих строений с увеличением их строительного объема. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", включающие в себя градостроительные регламенты, карту градостроительного зонирования (части 2 и 3 Правил землепользования). В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования, представленным Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», а также с проектным планом земельного участка, занимаемого домовладением по адресу: <адрес>, часть земельного участка расположена в красных линиях <адрес>а на территории общего пользования. Из пояснений представителя ответчика Маркеловой Д.А. следует, что в случае удовлетворения исковых требований уменьшится территория общего пользования: проезжая часть 1-го <адрес>а и пешеходная зона по данному проезду. Из объяснений истца и его представителей следует, что на части земельного участка, расположенного на местах общего пользования, отсутствуют строения, на которые оформлено в установленном право собственности. Согласно пункту 1.6 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (утверждено решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. № 51-606) земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами недвижимости, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" без права увеличения площади и строительных объемов таких объектов. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Серватову А.Н. следует отказать, поскольку часть испрашиваемого земельного участка, на которой отсутствуют строения, принадлежащие истцу на праве собственности, возникшем до вступления в силу вышеприведенных норм права, находится на землях общего пользования и предоставлению в собственность не подлежит. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Серватова Алексея Николаевича к Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», к Комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании права собственности на земельный участок, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова. Судья Д.В. Ульянкин