16 декабря 2011 года г. Саратов Кировский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Сисиной Н.В., при секретаре Трошиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Энгельса Саратовской области в интересах Воронцова Ф.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо - Министерство финансов Саратовской области, о понуждении к предоставлению жилого помещения, у с т а н о в и л: Воронцов Ф.А., ... года рождения, имеющий статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № ...» <адрес> и обладает правом на получение по окончании его пребывания в образовательном учреждении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № ...-р от ... Воронцов Ф.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области. До настоящего времени Воронцову Ф.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не представлено, чем нарушаются его конституционное право на жилище и право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке до достижения им возраста 23 лет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, указывая, что Воронцов Ф.А. не имеет постоянного места жительства; в настоящее время не трудоустроен; из-за отсутствия денежных средств не имеет возможности получения юридической помощи, прокурор г. Энгельса Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Воронцова Ф.А. и просил суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Воронцову Ф.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения - не менее 30 кв.м. общей площади (л.д. 4-7). Истец - Воронцов Ф.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Истец - прокурор г. Энгельса Саратовской области, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил. Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Куничкина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала в полном объеме, пояснив суду, что в ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ведется речи о каких-либо списках очередников или внеочередников, как было предусмотрено в ранее действовавшем ЖК РСФСР. Внеочередники практически выведены из действия статьи самой правовой нормой. Вместе с тем в Методических рекомендациях для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 18, разъяснено, что граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки. Предоставление жилых помещений осуществляется по мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры. В настоящее время свободными жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Саратовской области министерство не располагает. По мере формирования государственного жилищного фонда области и поступления квартир требуемой номенклатуры будет рассмотрен вопрос о предоставлении Воронцову Ф.А. жилого помещения. В случае вынесения решения о предоставлении Воронцову Ф.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, будет нарушен принцип справедливого и правильного распределения жилищного фонда, будет создана путаница в правоприменении, в результате чего, будут нарушаться права и законные интересы других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Третье лицо - Министерство финансов Саратовской области, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах его неявки не сообщило. Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлены и представителем ответчика не оспариваются следующие обстоятельства: наличие у Воронцова Ф.А. статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончание им федерального государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № ...» <адрес>, право Воронцова Ф.А. на получение по окончании ее пребывания в образовательном учреждении жилого помещения по договору социального найма, отсутствие у Воронцова Ф.А. жилых помещений на праве собственности. Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как устанавливается ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в редакции от 28 ноября 2007 года), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади. Судом установлено, что Воронцов Ф.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что также подтверждается копией свидетельства о рождении Воронцова Ф.А. (л.д. 9), копией справки о рождении Воронцова Ф.А. (л.д. 10), копией заочного решения Советского районного суда Саратовской области от ... (л.д. 11-12), копией постановления главы ОМО Советского района Саратовской области № ... от ... (л.д. 13), копией постановления главы ОМО Советского района Саратовской области № ... от ... (л.д. 14), копией постановления главы ОМО Советского района Саратовской области № ... от ... (л.д. 15). В 2010 году Воронцов Ф.А. окончил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № ...» <адрес> (л.д. 17-18). Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № ...-р от ... Воронцов Ф.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области (л.д. 8). В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» от 02 августа 2007 года N 150-ЗСО, местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест: 1) местонахождение закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания по обстоятельствам, указанным в статье 4 Закона; 2) место первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение; 3) место регистрации их рождения в пределах территории области; 4) место последнего проживания на территории области. С 30 сентября 2011 года по 30 сентября 2012 года Воронцов Ф.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 24). В настоящее время Воронцов Ф.А. собственником жилых помещений не является (л.д. 25). Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Воронцова Ф.А. предусмотренного ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, и удовлетворяет заявленные требования в полном объеме. Доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об отсутствии в государственной собственности Саратовской области свободных жилых помещений, по мнению суда не может служить основанием для отказа в реализации Воронцовым Ф.А. предоставленного ему права. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд решил: обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Воронцову Ф.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья