об обжаловании бездействия должностных лиц



Дело № ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года                                                                                  г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сисиной Н.В.,

при секретаре Трошиной А.В.,

с участием:

представителя заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Саратовской области на основании доверенности - Сайфутдиновой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой Н.В. об обжаловании бездействия должностных лиц Государственной инспекции труда в Саратовской области, связанного с отказом в проведении проверки по соблюдению действующего законодательства о труде,

установил:

Петрова Н.В. обратился в Кировский районный суд г. Саратова с заявлением об обжаловании бездействия должностного лица Сайфутдиновой А.Р. - работника Государственной инспекции труда в Саратовской области, связанного с отказом в проведении проверки по соблюдению действующего законодательства о труде. Доводы жалобы мотивировала следующим.

В период с 09.10.2009 года по 30.06.2011 года она работала операционистом-консультантом сотовой сети у ИП З. (ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>. По мнению заявительницы, за весь период трудовой деятельности работодателем грубо нарушались ее трудовые права. Так, при увольнении, работодатель не произвел Петровой Н.В. выплату причитающихся сумм. В этой связи, 14.10.2011 года Петрова Н.В. обратилась в государственную Инспекцию труда в Саратовской области за защитой нарушенных прав с заявлением о проведении проверки ИП З. на предмет соблюдения им законодательства РФ о труде в деятельности и сообщить заявительнице о принятых мерах в отношении жалобы. Также просила обязать ИП З. провести выплаты Петровой Н.В. причитающихся ей при увольнении сумм. Между тем, письмом от 11.11.2011 года № ... Государственной инспекции труда в Саратовской области в ответ на заявление Петровой Н.В. фактически отказала заявительнице в проведении проверки в отношении ИП З. с разъяснением порядка обращения за выплатой причитающихся сумму. Основанием отказа в проведении проверки послужило то, что 21.07.2011 года в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя З..

Считая отказ по проведению проверки ИП З. незаконным, Петрова Н.В. обратилась с настоящим заявлением в суд, в котором просила признать незаконным бездействие должностных лиц государственной Инспекции труда в Саратовской области в части проведения проверки по соблюдению действующего законодательства о труде у индивидуального предпринимателя З., а также в части непривлечения индивидуального предпринимателя З. в административной ответственности. Просила обязать государственную Инспекцию труда в Саратовской области устранить допущенные недостатки - провести у ИП З. проверку соблюдения законодательства о труде по всем, изложенным в обращении от 14.10.201 года вопросам, взыскать с Инспекции труда уплаченную госпошлину в сумме 200 рублей.                    

В судебное заседание Петрова Н.В. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи чем, суд счел возможным рассмотреть заявление Петровой Н.В. в ее отсутствие по правилам ч.2 ст. 257 ГПК РФ.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Саратовской области на основании доверенности - Сайфутдинова А.Р. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. При этом указала, что Государственной инспекции труда в Саратовской области нарушений допущено не было, проверку в отношении ИП З. невозможно было провести ввиду прекращения З. статуса индивидуального предпринимателя.

На основании положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Саратовской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24 марта 2005 г. N 193, должностные лица Инспекции при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Судом установлено, что 21.07.2011г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя З.. В подтверждение данного факта имеется выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копия свидетельства о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, провести проверку в отношении ИП З. у государственной инспекции по труду не имелось возможности.

Утрата статуса индивидуального предпринимателя не освобождает физическое лицо от обязательств по договорам, заключенным в период осуществления предпринимательской деятельности.

Требования об исполнении таких обязательств могут быть предъявлены контрагентами вне зависимости от наличия у физического лица статуса индивидуального предпринимателя.

Обязательство, согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ, прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Так, например, обязательство юридического лица может быть прекращено его ликвидацией (ст. 419 ГК РФ). Ни Гражданским кодексом РФ, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено такого основания прекращения обязательств, возникших у гражданина в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, как прекращение осуществления им этой деятельности.

Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (независимо от того, используется ли оно в предпринимательской деятельности), за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ).

В связи с этим, гражданин остается обязанным по обязательствам, возникшим у него в период осуществления предпринимательской деятельности, и после государственной регистрации прекращения осуществления им предпринимательской деятельности и продолжает нести имущественную ответственность по указанным обязательствам, в том числе в судебном порядке.

Соответственно, кредиторы вправе (в том числе согласно ст. 11 ГК РФ, и путем обращения в суд) требовать исполнения должником обязательств по договору независимо от того, зарегистрирован ли должник на момент предъявления такого требования в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 63 Гражданского кодекса РФ, выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 67 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В связи с этим, вывод инспектора, приведенный в ответе заявителю, суд считает обоснованным и законным и отказывает Петровой Н.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в связи с их необоснованностью.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Петровой Н.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем принесения кассационной жалобы через Кировский районный суд                г. Саратова.

Судья