о взыскании денежных средств затраченных на обучение



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года        город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Тороповой С.А.,

при секретаре Савватеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Костромского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Ситникову Н.А., 3-е лицо: Федеральное государственное высшее образовательное учреждение военного профессионального образования Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку в военно-учебном заведении,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Ситникову Н.А. о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку в военно-учебном заведении, в иске прокурор просит взыскать с Ситникова Н.А. в пользу Российской Федерации в лице Федерального государственного высшего образовательного учреждения военного профессионального образования Военная академия войск РХБ защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко денежные средства, затраченные на военную подготовку в сумме 107978 руб.75 коп. Доводы исковых требований прокурор обосновывает тем, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ Ситников Н.А. был зачислен на обучение в <данные изъяты> с назначением на должность «курсант» и присвоением воинского звания «рядовой». ДД.ММ.ГГГГ. с Ситниковым Н.А. был заключен с Министерством обороны РФ с лице начальника военной академии контракт начальником Военной академии на период обучения и 5 лет после его окончания. По условиям которого, ответчик обязался возместить стоимость, затраченных средств на его военную подготовку, в сумме 39265 рублей, за каждый год обучении. Поскольку, приказом      № от ДД.ММ.ГГГГ. курсант Ситников Н.А. был отчислен из Военной академии, в связи с невыполнением им условий контракта (в части невыполнения требований к успеваемости обучающихся), то он должен возместить государству стоимость затрат на обучение в сумме 107978 руб.75 коп.

В судебном заседании представитель военного прокурора Костромского гарнизона - помощник военного прокурора Саратовского гарнизона Рыженков М.Н., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным выше. Просит иск удовлетворить.

Ответчик Ситников Н.А. иск не признал и просит в удовлетворении требований отказать, указывая, что он не подписывал контракт о прохождении военной службы и ему не были известны условия по возврату денежных средств, затраченных на его обучение, в случае отчисления по неуважительным причинам.

3-е лицо - Представитель Федерального государственного высшего образовательного учреждения военного профессионального образования Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко на судебное разбирательство не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и поддержании заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям изложенным в иске. (л.д. 60-61).

        Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 402 от 25 июня 2007 года утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.

В соответствии с п. 2-7 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен.

Перечни конкретных видов сооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав вышеуказанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.

Период, на который определяются данные расходы, составляет один финансовый год.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом начальника <данные изъяты> от г. Ситников Н.А. зачислен на 1 курс в <данные изъяты> и назначен на должность «курсанта», с присвоением воинского звания «рядовой»     (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ. приказом начальника военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко № Ситников Н.А. был отчислен из числа курсантов в связи с нежеланием учиться (л.д. 11).

В силу положений п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и исходя из того, что ответчик был отчислен из числа курсантов в связи с нежеланием учиться, суд приходит к выводу, что ответчик Ситников Н.А. обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения им обязанностей военной службы в период обучения.

Помимо других доказательств прокурором в обосновании своих исковых требований был представлен контракт о прохождении военной службы от     ДД.ММ.ГГГГ., заключенный с Ситниковым Н.А. (л.д. 10).

Ответчиком Ситниковым Н.А. было заявлено ходатайство о назначении и проведении по настоящему делу судебной почерковедческой экспертизы.

Согласно заключения № от 08.11.2011 г. эксперта ГУВД по Саратовской области Экспертно-Криминалистического центра Давыдовой А.И. «подпись от имени Ситникова. А., расположенная в разделе «5. Подписи сторон» контракта о прохождении военной службы в строке «воинское звание, подпись, фамилия и инициалы гражданина «военнослужащего» - выполнена не Ситниковым Н.А.. а другим лицом.» (л.д. 49-52).

В связи с чем суд принимает во внимание и учитывает результаты судебной экспертизы, что ДД.ММ.ГГГГ года с Ситниковым Н.А. фактически не был заключен контракт о прохождении военной службы, однако, по мнению суда, данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности нести материальную ответственность возместить в случае отчисления из военного учебного заведения.

Так, указанная выше правовая норма вступила в силу с 01 июля 2007 года, она распространяет свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, начиная с 2007 года.

По материалам дела установлено, что Ситников Н.А. зачислен на 1 курс в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, поэтому норма права, регулирующая порядок возмещения расходов на обеспечение исполнения им обязанностей военной службы в период обучения распространяется также на ответчика. То обстоятельство, что ответчику не было известно содержание п. 7 с. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не освобождает ответчика от возмещения понесенных государством затрат на его военную и специальную подготовку.

Порядок заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования предусмотрен ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с п. 2 ст. 35 указанного Федерального закона граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Вместе с тем, исходя из содержания п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", отсутствие у гражданина, отчисленного из военного образовательного учреждения по одному из указанных в данной норме оснований, контракта на прохождение военной службы не освобождает его от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.

Согласно Федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352, система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и(или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.

Суд, проверив расчет, представленный истцом, в обосновании заявленной денежной суммы находит его правильным и соответствующим Методике исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 402 от 25 июня 2007 года.

Так, из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заведении на Ситникова Н.А. следует, что задолженность составляет 107978 рублей (фиксированная сумма за год 39265 руб.).

Расчет текущего значения суммы подлежащих возмещению средств: 39265 руб. 2 года + 9 мес : 12 мес) = 107978 руб. 75 коп.

В ходе судебного разбирательства ответчик сумму задолженности не оспаривал и сомнению не подвергал.

Таким образом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о взыскании с ответчика денежных средств в размере 107978 рублей 75 копеек.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3399 рублей 58 копеек.

        Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Ситникова Н.А., <данные изъяты> в доход федерального бюджета затраченные на военную и специальную подготовку денежные средства в размере 107978 рублей 75 копеек, госпошлину в доход местного бюджета - 3399 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем принесения кассационной жалобы через Кировский районный суд          г. Саратова, со дня изготовления мотивировочной части решения, то есть с          26.12. 2011 года.

Судья      подпись      Торопова С.А.