о признании незаконным бездействия по организации ремонта и содержания дорожного полотна



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года                                                                                г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Ульянкина Д.В.,

при секретаре Бибарсовой З.М.,

с участием представителя истца Требунской Н.Г.,

с участием представителя ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Финаевой Я.В.,

представителя третьего лица Казенного предприятия Саратовской области «Дирекция Автомобильных Дорог» Виноградовой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, 3-и лица: Казенное предприятие Саратовской области «Дирекция Автомобильных Дорог», ОАО «Дорожное предприятия №6», Министерство Саратовской области о признании незаконным бездействия по организации ремонта и содержания дорожного полотна,

установил:

прокурор Татищевского района Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области 3-и лица: Казенное предприятие Саратовской области «Дирекция Автомобильных Дорог», ОАО «Дорожное предприятия №6», Министерство Саратовской области о признании незаконным бездействия по организации ремонта и содержания дорожного полотна, мотивируя свои требования тем, что при проведении прокуратурой Татищевского района проверки исполнения указанных требований выполнена оценка транспортно - эксплуатационного состояния дорожного полотна участка автодороги «Каспий» с. Кувыка - автодороги «Тамбов-Ртищево-Саратов» протяженностью 14,06 км. Согласно акту комплексной проверки указанного участка дороги выявлены следующие недостатки: лопины, выбоины, ямы, поперечная просадка дорожного полотна. Обочина занижена. Данный участок дороги не создает благоприятные условия для населения. Считает, что бездействие ответчика, выразившееся в ненадлежащем ремонте и содержании полотна вышеуказанной проезжей части влияет на безопасность дорожного движения, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей с. Кувыка. Просил обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области привести участок автодороги - автоподъезда к г. Саратову от автодороги «Каспий» - с. Кувыка - автодорога «Тамбов-Ртищево-Саратов» протяженностью 14,06 километров в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденными постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель ответчика Финаева Я.В., в судебном заседании исковые требования не признала, в иске просила отказать, поскольку в соответствии с положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 30 октября 2009 года № 540-П, министерство является органом исполнительной власти. Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Вины ответчика в возникшей ситуации не имеется. Считает, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании представитель третьего лица Казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» Виноградова В.Г. считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ОАО «Дорожное предприятие » в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Полоса движения» - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. «Проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 указанного Закона основными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог являются ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30 октября 2009 г. N 540-П «Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» основными задачами Министерства являются: организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) на территории области в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; обеспечение проведения торгов, заключение контрактов (договоров) на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка.

В судебном заседании установлено, что автодорога «Каспий» с. Кувыка - автодорога «Тамбов-Ртищево-Саратов» входит в состав дорог регионального значения.

Согласно акту комплексной проверки указанного участка дороги от 16.06.2011 года выявлены недостатки: занижение обочины, лопины, выбоины, ямы, поперечная просадка дорожного полотна.

Факт ненадлежащего состояния дорожного полотна проезжей части автодороги «Каспий» с. Кувыка - автодорога «Тамбов-Ртищево-Саратов» в судебном заседании ответчиком не оспаривался.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также что в силу п. 9 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области одной из основной задач Министерства является организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории области в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках, суд считает, что исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области обоснованны, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства, соответствуют вышеперечисленным положениям закона, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика Финаевой Я.В., что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по делу, суд признает несостоятельным, поскольку в силу закона и указанного выше Положения обязанность по эксплуатации (содержанию, ремонту) и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог с требованиями безопасности дорожного движения возложена на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о возложении обязанности по приведению участка автодороги в соответствии с требованиями государственного стандарта, - удовлетворить.

Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области привести участок автодороги - автоподъезда к г. Саратову от автодороги «Каспий» - с. Кувыка - автодорога «Тамбов-Ртищево-Саратов» протяженностью 14,06 километров в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья         Д.В. Ульянкин