Дело № года РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ттт При секретаре ггг С участием представителя истца шшш и представителя ответчика ссс Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ррр к № таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании решения незаконным, Установил: ррр обратился с иском, указав, что зарегистрирован и проживает в <адрес>А по <адрес> в <адрес> совместно с супругой и сыном. Помимо него в данном жилом помещении зарегистрировано еще 5 человек, которые не являются членами одной семьи. С ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан непригодным для проживания. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии Саратовской таможни он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее нормы постановки на учет. С марта 2010 года он стал собственником 1\3 доли в праве на жилой дом общей площадью 54.6 кв.м, расположенного в <адрес>. Решением жилищной комиссии Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с улучшением жилищных условий ввиду обеспеченности каждого члена семьи жилой площадью в размере 11.68 кв.м на каждого. Полагает решение незаконным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ <адрес> жилой дом в <адрес> был признан непригодным для постоянного проживания, подлежит сносу. Ранее он представлял справку об этом, а потому просит признать данное решение незаконным, восстановив его в списке нуждающихся. Впоследствии ррр дополнил основания иска, указав, что на каждого человека положено 16 кв.м общей площади, а не 10 кв.м, вследствие чего решение незаконно и по этому основанию. В судебном заседании ррр не присутствовал. Представитель истца шшш иск поддержала, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнила, что до заседания жилищной комиссии ее доверитель представил справку о том, что жилой дом не пригоден для постоянного проживания. Ему никто не разъяснил, что необходимо представить помимо данной справки соответствующее постановление. На заседание комиссии его не приглашали, поставили перед фактом после принятия решения. Комиссия была вправе выяснить данный вопрос, запросить дополнительные документы или предложить ему представить их. Полагает, что нельзя при определении размера жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, суммировать площадь, непригодную для проживания. Просит восстановить ее доверителя в списках со дня первоначального поступления, поскольку это влияет на очередность предоставления жилья Обращение в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением на предоставление жилья в связи с аварийностью жилого дома является правом истца, а не обязанностью. Представитель ответчика ссс иск не признал и пояснил, что приглашать на заседание жилищной комиссии ррр никто не обязан. Жилой дом в <адрес> был признан непригодным после принятия решения жилищной комиссией. В настоящее время он вправе обратиться с заявлением о принятии на учет вновь. Кроме того, он может получить жилье в Администрации МО «<адрес>». Учетная норма составляет 10 кв.м на одного человека. Просит в иске отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, приходит к следующему. Судом установлено, что ррр был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии № таможни (л.д.35-36). Порядок обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах РФ определен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России, утвержденной Приказом ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п.7 которой в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР ( ст.57 ЖК РФ) признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат учету должностные лица и работники: - имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (далее - жилая площадь) на одного члена семьи менее нормы постановки на учет, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям, что подтверждено актом межведомственной комиссии; - проживающие в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе одной из семей имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; - проживающие в смежных неизолированных комнатах по две семьи и более при отсутствии родственных отношений; - проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов и не имеющие другой жилой площади; - имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пп.8-12 Инструкции принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - учет) должностных лиц, работников и членов их семей производят жилищно-бытовые комиссии таможенных органов, создаваемые в соответствии с типовым положением о жилищно-бытовой комиссии, с учетом всех имеющихся у них в пользовании жилых помещений, в том числе принадлежащих им на правах собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями. Учет ведется в виде единого списка нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение 2). Для принятия на учет должностные лица и работники подают в жилищно-бытовую комиссию заявление (приложение 3). К заявлению должны быть приложены: копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги (поквартирной карточки), справки из органов регистрации о наличии жилых помещений на правах личной собственности, справка о проверке жилищных условий и при необходимости справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций и другие документы. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений о приеме на учет должностных лиц и работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение 4). Должностные лица и работники включаются в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании решения жилищно-бытовой комиссии, оформляемого протоколом и утверждаемого начальником таможенного органа. Принятые на учет лица включаются в книгу учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - книга учета) (приложение 5), которую ведет ответственный секретарь жилищно-бытовой комиссии как документ строгой отчетности. В книге учета не допускаются подчистки, поправки. Изменения, вносимые на основании документов, подписывает председатель жилищно-бытовой комиссии таможенного органа, после чего они заверяются печатью таможенного органа. На каждое должностное лицо и работника, принятых на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Должностные лица и работники, состоящие на учете и переведенные из одного таможенного органа в другой в пределах региона деятельности регионального таможенного управления, подлежат включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом времени принятия их на учет и включения в список по прежнему месту службы (работы). Учетное дело высылается при этом на новое место службы (работы) по заявлению должностного лица или работника либо по запросу таможенного органа. В силу п.16 данной Инструкции право состоять на учете сохраняется за должностными лицами и работниками до получения жилого помещения, за исключением случаев, когда указанные лица снимаются с учета по месту службы (работы) в таможенных органах вследствие следующих обстоятельств: - улучшение жилищных условий согласно нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отсутствие других оснований для предоставления жилого помещения; Должностные лица, работники и члены их семей подлежат снятию с учета в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для их принятия на учет. Решение о снятии с учета принимает жилищно-бытовая комиссия. С данным решением соответствующие должностные лица и работники должны быть ознакомлены согласно установленному порядку. Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч.8 ст.57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Судом установлено, и никем не оспаривалось, что истец и члены его семьи – жена и сын, зарегистрированы и проживают в <адрес>А по <адрес> в <адрес>. общей площадью 44.9 кв.м, где помимо них зарегистрировано еще 5 человек (л.д.26). Данный жилой дом распоряжением <адрес> Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р признан непригодным для проживания, отнесен к группе непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически (л.д.13). Судом установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии № таможни от ДД.ММ.ГГГГ № ррр был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он стал собственником 1\3 доли в праве на жилой <адрес> в <адрес>, площадь принадлежащей ему доли составляет 18.2 кв.м (л.д.9). При принятии данного решения ответчик руководствовался частью 1 п.7 вышеуказанной Инструкции, произвел сложение приходящейся на долю семьи истца в квартире общей площади с приходящейся на его долю площадью в жилом доме в <адрес>: 44.9 :8 х 3 = 16.84 + 18.2 = 35.03. При этом на каждого члена семьи ррр приходится более 10 кв.м общей площади – учетной нормы по <адрес>. Суд находит данное решение незаконным, поскольку при определении приходящейся на долю каждого члена семьи площади жилого помещения нельзя учитывать общую площадь жилого помещения, непригодного для проживания. Сам по себе факт проживания служащего в подобном жилом помещении является самостоятельным основанием для внеочередного предоставления жилого помещения в силу ч.2 ст.57 ЖК РФ, данное основание предусмотрено и ч.2 п.7 вышеуказанной Инструкции. Поскольку сам по себе факт проживания в данном помещении является основанием для принудительного выселения ввиду опасности для проживания. При этом норма обеспеченности каждого проживающего не имеет значения. Даже в том случае, если бы на каждого члена семьи ррр приходилось более учетной нормы общей площади, он имел бы право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в силу вышеуказанных норм права. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы постановки на учет, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является также самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данное положение в силу ст.57 ЖК РФ не является основанием для предоставления жилого помещения вне очереди. Полагать при этом, что ррр и члены его семьи могут проживать в жилом доме, признанном непригодным для проживания, у суда нет. Вследствие чего суд считает, что принятое ответчиком решение об исключении ррр из списка нуждающихся является незаконным и подлежит отмене. Необходимо также учитывать, что жилой дом в <адрес> расположен за пределами места постоянного проживания истца и его семьи – <адрес>. Доводы истца в части того, что учетная норма составляет 16 кв.м судом не принимается, т.к. в соответствии с Решением № городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма в <адрес> для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма – 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Учитывая, что в любом случае на момент принятия оспариваемого решения, с учетом того, что на долю истца и членов его семьи приходилось менее 10 кв.м общей площади в жилом помещении, являющемся на тот момент пригодным для проживания, оснований для снятия истца с учета не было. При этом суд учитывает, что истцом была представлена ответчику справка Администрации № МО от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой дом в <адрес> для постоянного проживания не пригоден (л.д.25). Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № данный дом был признан непригодным для проживания (л.д.17). Хотя данное постановление и было принято после вынесения оспариваемого решения, суд считает, что при наличии ранее представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.16 Положения о жилищно-бытовой комиссии № таможни, утвержденного приказом № таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-ах, Комиссия была вправе получить дополнительную информацию, отложить принятие решения до представления необходимых документов (л.д.54-57). Доказательств того, что истцу предложили представить надлежащие доказательства в подтверждение факта признания данного жилого дома непригодным для проживания, ответчиком суду не представлено. В любом случае, даже если признать, что жилой дом в <адрес> на момент принятия решения и не был признан в установленном порядке непригодным для проживания, решение является незаконным, поскольку истец и члены его семьи были обеспечены жилой площадью ниже учетной нормы. Ссылки ответчика на возможность предоставления истцу жилого помещения Администрацией МО «<адрес>» суд не может принять, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для признания оспариваемого решения законным. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать решение жилищно-бытовой комиссии № таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы об исключении ррр из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, незаконным. Восстановить ррр в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий № таможни с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме. Судья
Именем Российской Федерации