Дело ============
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2012 г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи – Чижик А.А.,
при секретаре Бикбаевой В.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора в интересах Сомовой н а к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа в постановке на учет незаконным, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
установил:
Пугачевский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику в интересах Сомовой н а мотивируя свои требования тем, что родители Сомовой н а умерли, в связи, с чем над ней установлена опека. Жилое помещение за ней не закреплялось, ответчик отказал по заявлению администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области как органа опеки и попечительства в постановке на учет, обосновывая отказ тем, что Сомова н а . проживаетв жилом помещении своего опекуна Сомова в а . общей площадью 103,1 кв.м. по адресу: Саратовская область, +++++++++++, уровень обеспеченности каждого члена семьи превышает учетную норму. С учетом данных обстоятельств, прокурор просил суд признать незаконным отказ ответчика в постановке на учет Сомову н а и обязать поставить её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В судебное заседание Сомова н а . не явилась, о причинах неявки не сообщила.
В судебное заседание процессуальный истец – Пугачевский межрайонный прокурор не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
В судебное заседание ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело по существу, в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как устанавливается ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в редакции от 28 ноября 2007 года), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.
Согласно ч. 1 ст. 5 принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений при выявлении их как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Сомова н а . относится к лицам, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 9), копией свидетельства о смерти Сомовой н к л.д.10), копией свидетельства о смерти Сомова а в (л.д.11). Указанный вывод, наряду с исследованными письменными материалами дела, позволяет сделать суду определение понятия «детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленном в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая признает таковыми лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
При этом статьей 121 Семейного кодекса РФ устанавливается, что защита прав и интересов детей, в том числе и в случаях, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Данные органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом опека и попечительство, в силу положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что жилое помещение - +++++++++++ в +++++++++++ принадлежит Сомову в а . Кроме того, в соответствии уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, у Сомовой н а . отсутствуют сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества (л.д. 14-15). Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности отказа ответчика в постановке на учет.
На основании изложенного, исковые требования, заявленные Пугачевским межрайонным прокурором в интересах Сомовой н а подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма Сомову н а ------------------------ года рождения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Чижик