прокурор в интересах неопределенного круга лиц



Дело года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи

ррр

При секретаре ттт

С участием старшего помощника прокурора <адрес> ммм, представителя ответчика ссс, представителя третьего лица ччч

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, третьи лица открытое акционерное общество «Дорожное предприятие », казенное предприятие <адрес> «», министерство финансов <адрес>, о понуждении к организации работ,

Установил:

Прокурор обратился с иском, указав, что на основании обращения гражданина ввв было установлено, что на автодороге регионального значения имеются множественные повреждения дорожного полотна, что было установлено в ходе осмотра инспектором ДПС ГИБДД <адрес>. На дороге имеются множественные выбоины и иные повреждения. Кроме того, мост у села также имеет множественные повреждения, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье людей. Ответственным за содержание автодороги является ответчик, на которого возложена обязанность по заключению государственного контракта на содержание и ремонт автодорог регионального значения. Данный договор заключен с ОАО «Дорожное предприятие ». Поскольку фактически содержание данной автодороги и моста министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (далее Министерство) не организовано в соответствии с требованиями к безопасности дорожного движения, прокурор просит обязать Министерство привести участок автодороги «» протяженностью 22.2 километра в соответствие с ГОСТ 50597-93, обеспечить ремонт моста на данном участке автодороги в соответствии с Отраслевыми дорожными нормами ОДН 218.017-2003.

В судебном заседании старший помощник прокурора ммм иск поддержала, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика ссс иск не признала и пояснила, что не оспаривает факт осуществления Министерством функций государственного заказчика в отношении данной автодороги. Однако истцом представлены доказательства наличия повреждений только на участке протяженностью 16 км., тогда как просят привести в соответствие дорожное полотно протяженностью 22.2 км. Министерством заключен контракт с казенным предприятием <адрес> «», по условиям которого данное предприятие производит осмотр дорог с целью выявления необходимых работ по их содержанию и ремонту, составляет примерную смету с указанием необходимого количества денежных средств для ремонта и содержания каждой дороги. После чего эти данные представляются в Министерство, которое направляет ежегодно заявку на основании этих актов в Министерство финансов <адрес>. Денежные средства на содержание и ремонт автодорог ежегодно утверждаются бюджетом <адрес>. Деньги выделяются всегда в меньшем размере, нежели требуется. С учетом выделенных средств по предложению Министерства финансов ответчик с учетом интенсивности движения, значимости дороги, определяет расход денежных средств на определенные автодороги. В соответствии с ч.2 ст.72 БК РФ можно заключать и оплачивать государственные контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств. Вследствие чего Министерство не может заключить государственный контракт путем проведения торгов за пределами выделенных бюджетом денежных средств. В настоящее время <адрес> утверждена программа на период с 2010 по 2015 год с указанием количества денежных средств, выделяемых ежегодно на эти цели, в которой также указаны конкретные автодороги, на которые выделены денежные средства. В соответствии с классификацией установлены объемы работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автодоро<адрес> прокурором участок нуждается в ремонте. В 2011 году в <адрес> не выделялись деньги на ремонт вообще. Выделялись только деньги на содержание всех автодоро<адрес> и был заключен государственный контракт только на содержание дорог. В 2012 году деньги в бюджете на ремонт автодорог и мостов выделены, но на другие. Внести изменения в бюджет может только Саратовская областная дума по обращению Правительства. Факт наличия указанных прокурором недостатков не оспаривает, осмотр дорог осуществляется казенным предприятием постоянно, все недостатки фиксируются. Вины Министерства не имеется, а потому просит в иске отказать.

Представитель третьего лица казенного предприятия <адрес> «Дирекция автомобильных дорог» ччч полагает иск не подлежащим удовлетворению. Поддержала доводы ответчика. Дополнила, что указанный прокурором мост через реку Сокурка у села Агаревка построен в 1910 году, имеет деревянный настил, является аварийным. Движение по мосту ограничено. Осмотр автодорог казенным предприятием осуществляет постоянно, все имеющиеся недостатки фиксируются, рассчитываются необходимые средства для их устранения. Все эти данные передаются ответчику, который и определяет с учетом выделенных из бюджета денежных средств необходимые работы в отношении конкретных автодорог. Денег всегда выделяется намного меньше. В настоящее время все дороги в <адрес> требуют ремонта, однако деньги на ремонт до 2012 года не выделялись вообще. Содержание автодорог осуществляется постоянно в пределах выделенных средств. В случае удовлетворения иска решение невозможно будет исполнить, т.к. министерство не сможет заключить контракт на ремонт данной автодороги в связи с тем, что деньги в бюджет на эти цели не заложены.

Представители ОАО «Дорожное предприятие », Министерства финансов <адрес> в судебном заседании не присутствовали. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства по делу, пришел к убеждению, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)

"О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Постановлением <адрес> от

ДД.ММ.ГГГГ N 87-П "Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса" казенное предприятие <адрес> "" является единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории <адрес>, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.

Услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории <адрес>, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, осуществляются исключительно казенным предприятием <адрес> "".

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 540-П

"Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>" утверждено Положение о министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, в соответствии с п.п.1, 2 которого Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами <адрес>, правовыми актами <адрес>, органов государственной власти области, а также настоящим Положением.

В силу пп.3, 4 данного Положения Министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и является правопреемником министерства по развитию транспортного комплекса <адрес> и комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог <адрес>.

В соответствии с Уставом казенного предприятия <адрес> «л.д.17-20) Министерство в силу указанных выше положений является учредителем данного предприятия.

Согласно п.9 вышеуказанного Положения основными задачами Министерства являются:

разработка и осуществление мероприятий в транспортном комплексе области, направленных на удовлетворение нужд области, населения и экономики в качественных и безопасных перевозках грузов и пассажиров;

организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках;

осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области;

обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства;

организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них;

заключение в соответствии с законодательством контрактов (договоров) на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка;

В соответствии с п.10 Положения о Министерстве основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются:

обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области;

осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области;

осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог;

проведение комплексного анализа и определение тенденции развития дорожного комплекса области, проведение обоснований и расчетов по объемам финансирования;

утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов;

внесение в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти предложений по вопросам, относящимся к транспортному и дорожному комплексам области, участие в установленном порядке в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы транспортного и дорожного комплексов области, в органах законодательной и исполнительной власти;

осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по транспортному и дорожному комплексам области при разработке проекта областного бюджета области на очередной финансовый год;

анализ, обоснование и определение потребности в финансовых средствах, в материальных и трудовых ресурсах по реализации целевых программ, связанных с деятельностью транспортного и дорожного комплексов области;

анализ состояния, разработка и реализация мероприятий по безопасности дорожного движения, охране труда в подведомственных предприятиях;

В силу п.11 Положения Министерство для обеспечения выполнения вышеуказанных задач имеет право:

осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных контрактов (договоров);

Из указанных выше норм права следует, что Министерство является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает разработанные казенным предприятием <адрес> « проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.

Судом установлено и никем не оспаривалось, что автодорога Вязовка Сокур протяженностью 23 км относится к региональным дорогам.

Судом установлено, что в соответствии с вышеуказанными нормами права Министерством заключен ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт с ОАО «Дорожное предприятие » на осуществление комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в т.ч. в <адрес> согласно Перечню. В данный перечень входит и вышеуказанная автодорога и мост через <адрес> в <адрес> (л.д.25-35).

Судом установлено, что данная автодорога имеет множественные повреждения в виде ям и колей на всем своем протяжении, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным зам.командира взвода ДПС ОГИБДД Татищевского ОВД <адрес> ввв (л.д.22), показаниями свидетеля ввв, актом осмотра автомобильной дороги казенного предприятия «Дирекция автомобильных дорог» (л.д.58-59).

Также судом установлено, что на данной автодороге расположен мост через <адрес> перед въездом в <адрес>, который построен в 1910 году, и является аварийным.

Данный факт подтверждается показаниями свидетелей ввв, ккк, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным зам.командира взвода ДПС ОГИБДД ОВД <адрес> ввв (л.д.23), паспортом на данное сооружение 6434002\0020 (л.д.151-160).

Данные факты не оспаривались представителями ответчика и третьего лица.

В соответствии с п.3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.

Таблица 1

Группа дорог и улиц
по их транспортно -
эксплуатационным
характеристикам

Повреждения на
1000 кв. м покрытия,
кв. м, не более

Сроки ликвидации
повреждений, сут.,
не более

А

0,3 (1,5)

5

Б

1,5 (3,5)

7

В

2,5 (7,0)

10

Примечания. 1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

В соответствии с п.3.1.2 данного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В ходе рассмотрения дела фактически никем не оспаривалось, что мост и данная автодорога нуждается в ремонте, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям ГОСта.

Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об

утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" определены составы работ, входящие в капитальный ремонт автодорог (п.9-10), ремонт автодорог (п.11), содержание автомобильных дорог (п.12-13).

Ликвидация колей глубиной до 30 мм входит в содержание дорог, ликвидация колей глубиной свыше 30 мм входит в состав работ по ремонту автодороги.

Никем не оспаривалось, что на момент проверки Министерством не был заключен государственный контракт на ремонт спорной автодороги и моста. Ответчик ссылается на не выделение денежных средств в бюджете на эти цели, что никем не оспаривалось и подтверждается системой мероприятий подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>» долгосрочной областной целевой программы «Развитие транспортного комплекса <адрес> на 2010-2015 годы» в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П (л.д.109-146).

Согласно ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Однако данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от осуществления возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Из паспорта к моту через <адрес> (л.д.151-160) следует, что на подходах к мосту необходимо установить знак «Въезд запрещен», что свидетельствует о том, что осуществление движения по данному мосту представляет опасность для людей. Что подтвердил в судебном заседании и инспектор ДПС ввв По данному мосту, имеющему деревянный настил, осуществляется движение и пассажирского транспорта.

Представителями ответчика и третьего лица не отрицалось, что возможно внесение изменений в бюджет на основании действующего законодательства по представлению <адрес>. Вследствие чего, мероприятия по организации приведения автодороги и моста в соответствие с действующими нормами и правилами (составление сметы, объема работ, решение вопроса о выделении денежных средств или распределении выделенных из бюджета денежных средств, заключение государственного контракта на выполнение ремонтных работ, контроль за его исполнением и т.п.) являются стадиями исполнения решения суда, в случае удовлетворения настоящего иска.

При этом в настоящее время не имеется необходимости устанавливать какой конкретно вид работ необходимо осуществить в целях устранения выявленных недостатков автодороги и моста (ремонт или капитальный ремонт), поскольку все это также входит в стадию исполнения решения суда в случае удовлетворения настоящего иска. Также как и решение вопроса о заключении государственного контракта. Из вышеуказанных норм права следует, что именно ответчик в пределах выделенных бюджетных средств определяет, какие конкретно автодороги необходимо ремонтировать, выходит с соответствующим предложением. Ничто не препятствует ответчику выйти с предложением об увеличении бюджетного финансирования.

Распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ОС-198-р введены в действие

Отраслевые дорожные нормы (ОДН) 218.017-2003 "Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций", которые разработаны как документ, определяющий одно из потребительских свойств мостового сооружения - его способность обеспечивать безопасный проезд автомобилей в процессе эксплуатации сооружения. Показателем транспортно-эксплуатационного состояния является безопасная скорость автомобиля при различном состоянии элементов сооружения.

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 410 (в ред. Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 525) "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в целях повышения эффективности контроля со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения, утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с которым по результатам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, дорожных сооружений, отделения ГИБДД отделов внутренних дел городов и районов фиксируются в Акте проверки и готовятся предписания в случае выявления ненадлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона РФ "О милиции" милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Вследствие чего суду представлены надлежащие доказательства в подтверждение выявленных недостатков автодороги и моста.

Оценив все доказательства в совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. Доводы участников в остальной части судом не оцениваются, поскольку не могут повлиять на выводы суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> привести участок автодороги «» протяженностью 22.2 км в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 и привести в соответствие с Отраслевыми дорожными нормами ОДН 218.017-2003, произвести ремонтные работы моста на участке автодороги «» через реку у села <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательном виде.

Судья