Дело № года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ннн При секретаре ккк С участием помощника прокурора <адрес> ссс, представителя ответчика ввв, представителя третьего лица ччч, третьего лица ллл Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ттт ррр социальной защиты населения <адрес> министерства социального развития <адрес> (далее №), третьи лица Министерство социального развития <адрес>, Министерство финансов <адрес>, ллл, о признании действий незаконными, понуждении к выплате денежной компенсации, Установил: Прокурор обратился в интересах несовершеннолетней ттт, указав, что она является ребенком – инвалидом, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в № областном сурдоаулогическом центре с заболеванием двухсторонняя сенсоневральная тугоухость, гипакузис Ш-1У степени, системное недоразвитие речи, обусловленное тугоухостью. В процессе использования полученных ДД.ММ.ГГГГ слуховых аппаратов модели Smile 110 установлено ограниченное восприятие звуковых частот. После обследования ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> ей была рекомендовала замена слуховых аппаратов на сверхмощные цифровые на оба уха. ДД.ММ.ГГГГ в центре слуха «№» с применением высокотехнологических слуховых аппаратов фирмы № с расширенным диапазоном частот, дающих более качественную разборчивость речи, было достигнуто полноценное восприятие Евой звуков. В соответствии с законом «О социальной защите инвалидов» ттт имеет право на обеспечение слуховыми аппаратами за счет государства. В случае приобретения слуховых аппаратов за свои денежные средства положена выплата соответствующей денежной компенсации. Мать ззз – ллл, за свои денежные средства приобрела для нее два слуховых аппаратов стоимостью 96000 руб. Однако ответчик отказывается выплатить данную денежную компенсацию, прокурор полагает отказ незаконным и просит признать его таковым, обязав КСЗН выплатить ллл денежную компенсацию в указанном размере. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ссс иск поддержал, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Представитель ответчика ввв иск не признала и пояснила, что согласно представленной в ррр индивидуальной программы реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ ттт положена замена слуховых аппаратов на сверхмощные цифровые слуховые аппараты на оба уха по истечении срока пользования (получены ДД.ММ.ГГГГ). Срок пользования аппаратами составляет не менее 4 лет. В случае необходимости досрочной замены ранее выданных слуховых аппаратов должно быть представлено заключение медико-технической экспертизы. Комиссия создается приказом руководителя №. Право на замену у инвалида возникает либо по окончанию срока пользования ранее выданным за счет средств федерального бюджета средством реабилитации, либо при невозможности осуществления его ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждается заключением медико-технической экспертизы в установленном законодательством порядке; право на приобретение слухового аппарата за счет собственных средств с целью получения компенсации у инвалида возникает с того же момента. Документов о необходимости досрочной замены представлено не было, срок замены ранее полученных слуховых аппаратов истекал только ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как ллл приобрела слуховые аппараты до истечения данного срока – ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, приобретены аппараты иной модели, нежели рекомендовано Центром хорошего слуха «№» - модель № Размер компенсации в соответствии с законом определяется не более размера стоимости технического средства реабилитации и(или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и(или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня. Размер определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средств реабилитации и(или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок). Согласно контракту №-К от ДД.ММ.ГГГГ на момент истечения срока пользования ранее выданных ттт слуховых аппаратов и обращения ллл (ДД.ММ.ГГГГ) стоимость слуховых аппаратов, аналогичных тем, которые рекомендованы ИПР, составляла 8000 руб. за 1 штуку. Компенсация стоимости батареек действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, отказ в выплате компенсации является законным, поскольку слуховые аппараты были приобретены до истечения срока замены ранее выданных. Срок пользования техническим средством исчисляется с даты предоставления ему аппарата. Контрактом от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено приобретение слуховых аппаратов № с вкладышами. Необходимость данных ушных вкладышей указана в индивидуальной программе ребенка – инвалида только в настоящее время. Также предусмотрена возможность использования слухового аппарата № стоимостью 8000 руб. Просит в иске отказать. Представитель Министерства социального развития <адрес> ччч иск просила оставить без удовлетворения, поддержала доводы представителя № Третье лицо и законный представитель истицы ттт – ллл, поддержала доводы прокурора. Дополнила, что ребенок плохо слышал с помощью цифровых аппаратов модели № Вследствие чего она приобрела указанные в иске цифровые аппараты. Ей сказали, что выплата компенсации возможна после истечения срока использования, указанного в программе ребенка – инвалида. Поэтому она и обратилась в конце августа 2011 года, когда истек данный срок. В октябре 2011 года ей отказали в выплате. Просит иск удовлетворить. Представитель третьего лица – Министерства финансов <адрес>, в судебном заседании не присутствовал. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Государством в силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. Согласно ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11). Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11). Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 379н (до ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 287). Как следует из анализа указанных выше нормативных актов, в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида указываются различные реабилитационные меры, в том числе мероприятия по медицинской реабилитации ("лечению"), сроки проведения этих мероприятий и их исполнитель. К мероприятиям по медицинской реабилитации относятся: реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставляемые инвалидам с освобождением от оплаты. Перечень технических средств реабилитации инвалидов, к которым относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, содержится в статье 11.1 названного Закона. Указанная норма предусматривает финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела) утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в пункте 7 которых установлено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы. Пункт 16 Правил устанавливает финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" также указано на то, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида (пункт 2). Уполномоченным органом, осуществляющим назначение к выплате указанной выше компенсации в <адрес> является КСЗН, что никем не оспаривалось. В соответствии с п.3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57н, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 823н <*>, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией. В силу п.4 вышеуказанного Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: № проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Никем не оспаривалось, что ттт является ребенком-инвалидом, и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР) от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11-13) нуждается в замене слуховых аппаратов на сверхмощные цифровые слуховые аппараты на оба уха по истечению срока пользования. Из данной программы следует, что слуховые аппараты были получены ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования слуховыми аппаратами составляет не менее 4 лет. Судом установлено, что законный представитель ттт – ллл (л.д.37), приобрела самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ за свой счет два слуховых аппарата модели № стоимостью 95400 руб., что подтверждается товарным чеком (л.д.38). Также судом установлено, что ллл обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после истечения установленного вышеуказанными нормативными актами срока пользования ранее выданными слуховыми аппаратами (ДД.ММ.ГГГГ), что никем не оспаривалось, с заявлением в № на выплату денежной компенсации. Решением КСЗН № от ДД.ММ.ГГГГ ллл было отказано в выплате денежных средств, поскольку она приобрела техническое средство реабилитации ранее истечения срока пользования прежними слуховыми аппаратами (л.д.21). Суд считает отказ неправомерным, поскольку указанное решение основано на неверном толковании норм материального права. Закон не запрещает инвалиду приобрести рекомендованное ему техническое средство и до истечения срока пользования ранее выданным за счет бюджета техническим средством. И данное обстоятельство не является основанием для отказа в выплате ему денежной компенсации, если он обратился в установленный законом срок для ее выплаты. Из представленного суду ответчиком контракта Министерства социального развития <адрес> №-К от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118-132) предусмотрена закупка аппарата модели №, стоимость которого с ушными вкладышами составляет 50000 руб. за 1 штуку, стоимость двух аппаратов предусмотрена в размере 100000 руб. Вследствие чего суд считает требования законными в части выплаты компенсации в размере 95400 руб. Компенсация стоимости батареек законом не предусмотрена. Суд не принимает возражения ответчика и третьего лица, поскольку они не основаны на законе. Тот факт, что центром хорошего слуха «№» ттт № г.р., были рекомендованы слуховые аппараты модели № (л.д.14), не означает, что нельзя пользоваться моделью №. Поскольку как пояснил в судебном заседании свидетель ггг, являющийся специалистом данной организации, данные модели отличаются лишь мощностью, приобретенный ллл аппарат имеет мощность от 50 до 102 децибелл, № от 50 до 105 децибел. Приобретенный аппарат имеет элементы питания большего размера, что позволяет их реже менять. Таким образом, приобретенная ллл модель имеет более широкий диапазон. ггг пояснил, что возможно использование обеих моделей, поскольку минимальная мощность у них одинаковая. Суд учитывает, что по данным официального сайта центра «Радуга звуков» обе модели имеют одинаковую стоимость, модель № используется при 3-4 степени потери слуха, модель № 4 степени потери слуха (л.д.165-166). Приобретено рекомендованное компетентным специалистом техническое средство. Поэтому ссылки ответчика и третьего лица на возможность использования технического средства иной модели суд не принимает во внимание. Также не имеет значения срок и факт приобретения ушных вкладышей, поскольку ллл не требует компенсации данных расходов. В любом случае, стоимость аппаратов с учетом вкладышей будет составлять менее 100000 руб. Стоимость вкладышей составляет 1400 руб., две штуки - 2800 руб. (л.д.164). Не имеет значения и стоимость аналогичных цифровых аппаратов на момент приобретения. Поскольку, как указывали представители ответчика и третьего лица, право на получение данной компенсации возникло только после ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие чего суд исходит из тех цен, которые имели место на момент обращения ллл Доводы участников процесса в остальной части суд не принимает, поскольку они не могут повлиять на выводы суда. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать решение ррр социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выплате ллл денежной компенсации за приобретенные слуховые аппараты для ребенка – инвалида ттт, ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконным. Обязать ррр социальной защиты населения <адрес> выплатить ллл денежную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 95400 (девяносто пять тысяч четыреста) руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме. Судья