о признании отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1112/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года                          город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сисиной Н.В.,

при секретаре Колганове А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Саратовской области в интересах Драпкиной М.М. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – Министерство финансов Саратовской области, о признании отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

заместитель прокурора Саратовской области в интересах Драпкиной М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство ЖКХ) об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свои требования мотивирует тем, что Драпкина М.М. является ветераном Великой Отечественной войны, и в соответствии с положениями п.п. 3 ч.1 ст. 15 № 5-ФЗ «О ветеранах» ей должны предоставляться меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

В 2011 году истица обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, 21.06.2011 года и повторно 03.11.2011 года она получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основание отказа послужило то, что в принадлежащем ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 67,7 кв.м. до 20.08.2010 года было зарегистрировано 3 человека, но 20.08.2010 года истица зарегистрировала супругу внука – П.Я.Е. и правнука П.Л.А.… После регистрации П.Я.Е. и П.Л.А. у Драпкиной М.М., появилась нуждаемость в предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, однако министерство строительства в своем отказе указало на то, что своими действиями по регистрации двух лиц, Драпкина М.М. намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Между тем, как указывает заявитель, действий по намеренному ухудшению Драпкина М.М. не совершала, поскольку Волжским районным судом города Саратова, при рассмотрении дела П.Я.Е. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего П.Л.А. к Драпкиной М.м. о признании членом семьи собственника было установлено, что, несмотря на отсутствие регистрации в принадлежащем Драпкиной М.М. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> у П.Л.А. и П.Л.А., право последних на проживание возникло в июне 2005 года, поскольку Драпкина М.М. вселила указанных лиц в качестве членов своей семьи. Также было установлено, что несовершеннолетний П.Л.А. был вселен истицей со дня его рождения – ..., где и проживают по настоящее время.

В этой связи, заявитель указывает, что Драпкина М.М., являясь собственником жилого помещения общей площадью 67,7 кв.м. в котором зарегистрировано 5 человек, является нуждающейся в предоставлении меры социальной поддержки по правилам Закона Саратовской области от 02.07.2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поскольку на оного члена ее семьи приходится менее учетной норма квадратных метров, положенных по Закону (14 кв.м.).

В связи с чем, истец просил суд признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в предоставлении меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать ответчика принять решение о постановке Драпкиной М.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать ответчика принять решение о предоставлении Драпкиной М.М. меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании Драпкина М.М. от требований об обязании ответчика принять решение о предоставлении ей меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» отказалась. Отказ был принят судом, о чем было вынесено определении о прекращении дела производством в части. Остальные требования Драпкина М.М. поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель прокуратуры в Саратовской области – Жаднов М.В. требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Драпкина М.М. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», что не оспаривается сторонами и подтверждается удостоверением Ветерана (л.д.23).

В собственности у Драпкиной М.М. имеется квартира, общей площадью 67,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д.24)

Также судом установлено, что в указанной квартире до 20.08.2010года были зарегистрированы 3 человека: Драпкина М.М., П.О.М., П.А.О.. С 20.08.2010 года Драпкина М.М. зарегистрировала в своем жилом помещении - П.А.Е. и несовершеннолетнего П.Л.А., ... года рождения, что подтверждается справкой с места жительства (л.д.21).

Сведениями о том, что Драпкина М.М. имеет на праве собственности какие-либо иные жилые помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, суд не располагает.

В 2011 году истица обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, 21.06.2011 года и повторно 03.11.2011 года она получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основание отказа послужило то, что в принадлежащем ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 67,7 кв.м. до 20.08.2010 года было зарегистрировано 3 человека, но 20.08.2010 года истица зарегистрировала супругу внука – П.Я.Е. и правнука П.Л.А.… После регистрации П.Я.Е. и П.Л.А. у Драпкиной М.М., появилась нуждаемость в предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, однако министерство строительства в своем отказе указало на то, что своими действиями по регистрации двух лиц, Драпкина М.М. намеренно ухудшила свои жилищные условия (л.д. 35-36).

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-945 годов" предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих прав на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Предложено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В силу ФЗ "О ветеранах" к мерам социальной поддержки участников войны относится, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу положений ст. 1.1 Закона Саратовской области от 2 июля 2009 года N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Из объяснений представителя истицы следует, что отсутствуют какие-либо законные основания для отказа министерства строительства и ЖКХ в постановке Драпкиной М.М. на учет в качестве нуждающейся по причине ухудшения своих жилищных условий по следующим основаниям.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий.

Статья 51 ЖК РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ; иностранные граждане, лица без гражданства, в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ "О ветеранах".

Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Так решением Волжского районного суда г. Саратова от 13.09.2011 года по делу по иску П.Я.Е. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего П.Л.А. к Драпкиной М.М. о признании членом семьи собственника было установлено, что, несмотря на отсутствие регистрации в принадлежащем Драпкиной М.М. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> у П.Л.А. и П.Л.А., право последних на проживание возникло в июне 2005 года, поскольку Драпкина М.М. вселила указанных лиц в качестве членов своей семьи. Также было установлено, что несовершеннолетний П.Л.А. был вселен истицей со дня его рождения – ..., где и проживают по настоящее время (л.д.37-39).

Данные обстоятельства ответчиком оспорены по правилам ст. 56 ГПК РФ не были.

В связи с этим, решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия заявителя по вселению в 2005 г. в ее квартиру в качестве членов семьи внучки (жены внука) и правнука умышленными и недобросовестными, и являются ли эти действия препятствием для ее признания нуждающейся в жилом помещении, требует оценки судом фактических обстоятельств дела.

Между тем, суд с учетом вышеприведенных обстоятельств приходит к выводу о том, что умысла и недобросовестности Драпкиной М.М. при вселении родственников в 2005 г. в квартиру, учитывая, что ее право как ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 г. в Федеральный закон "О ветеранах", не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Министерства ЖКХ в постановке заявителя на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным.

В этой связи, суд находит обоснованными требования истицы об обязании Министерства ЖКХ поставить ее на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью восстановления его законных прав и социальных гарантий.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд -

решил:

обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Драпкину М.М. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом Саратовской области от 2 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

    

Судья Н.В. Сисина