Дело № 2-1228/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2012 года город Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
с участием адвоката Семенц Л.М., действующей по ордеру № 1880 от 02.03.2012г.,
при секретаре Савватеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шириняна Ш.С. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании действий незаконными, обязании выдать именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты,
установил:
Ширинян Ш.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство ЖКХ) о признании действий незаконными, обязании выдать именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои исковые требования истец обосновывает тем, что он является ветераном – участником Великой Отечественной, инвалидом, и в соответствии с положениями ст.ст. 14 и 17 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» ему должны быть предоставлены меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением либо предоставление социальной выплаты для приобретения жилья. Как указывает истец, согласно распоряжения Министерства ЖКХ он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и 31.05.2010 года ему было выдано именного свидетельство серии № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в размере 837000 рублей. Однако, решением Министерства ЖКХ от 03.09.2010 г. отказалось выдать истцу новое именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, указывая, что распоряжением № № от 09.09.2010 г. он снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального Закона от 12.01.1995 г. Истец считает указанные действия ответчика незаконными и необоснованными, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца Ширинян Ш.Ш., действующий на основании доверенности, и адвокат Семенец Л.М. поддержали заявленные истцом исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным выше.
Истец Ширинян Ш.С. в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием своего представителя. (л.д. 26).
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – Куничкина Т.В., действующая на основании доверенности (л.д. 20), на судебное разбирательство не явилась и просила рассмотреть дело в свое отсутствие по имеющемся в деле доказательствам.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Ширинян Ш.С., ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.ст. 14,17 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии ВОВ № № от 31.03.2010 г. (л.д. 22).
Согласно справки серия <данные изъяты> Шириняну Ш.С. с ДД.ММ.ГГГГ г. была бессрочно установлена инвалидность по общему заболеванию. (л.д. 27).
По сведениям МУП БТИ г.Саратова и Управления федеральной регистрационной службы по Саратовской области Ширинян Ш.С. не значится собственником жилья в г.Саратове (л.д. 14,16).
Пункт 4 статьи 14 ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета, в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего закона.
Согласно подпункта «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Закона к категории «участников Великой Отечественной войны» отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В силу положений ч. 2 ст. 15 вышеуказанного Закона, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
При этом положения данной нормы применяются в соответствии конституционно-правовым смыслом, указанным в определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", а также по жалобе граждан Волкова Анатолия Александровича, Вотякова Бориса Васильевича, Галагана Григория Семеновича и Голикова Александра Васильевича на нарушение их конституционных прав указанными законоположениями».
Данный акт Конституционного Суда РФ, не смотря на то, что касается взаимодействия норм российского законодательства, регулирующих предоставление ежемесячных денежных компенсаций взамен отдельных ранее установленных льгот данной категории граждан, определяет, что истолкование взаимосвязанных нормативных положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» как позволяющих снижать по сравнению с прежним правовым регулированием уровень социальной защищенности участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, не только вступало бы в противоречие с целями принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и закрепленными в его преамбуле и статье 153 принципами и условиями перехода к новой системе государственной социальной поддержки граждан, но и означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории участников Великой Отечественной войны прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед этими лицами без предоставления им равноценной компенсации.
На основании положений подпункта 4 пункта 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», государство гарантировало обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Конституционным Судом РФ в указанном выше определении установлено, что сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2.
31.05.2010 года истцу было выдано именное свидетельство серии № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в размере 837000 рублей, которое в казанный период времени истцом не был реализован. (л.д. 12)
Из письма № № от 03.09.2010 г. за подписью и.о.министра Д.С. Филиппова видно, то Министерство ЖКХ отказалось выдать истцу новое именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, указав, что распоряжением № № от 09.09.2010 г. Ширинян Ш.С. был снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального Закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах», так как за период с 12.1944 г. по 09.1945 г. не служил в составе действующей армии. (л.д. 9).
Указанные выше обстоятельства ответчиком не оспаривались и сомнению не подвергались.
В силу положений ст. 2 Закона Саратовской области от 02.07.2009 № 85-ЗСО (ред. от 03.08.2011) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, предоставляются однократно по выбору граждан:
в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области;
в форме предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения.
В случае, если гражданином выбор формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями не осуществлен, мера социальной поддержки осуществляется в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
Как следует из представленных документов истец Ширинян Ш.С. выбрал меру социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, однако до настоящего времени социальная выплата ответчиком истцу не предоставлена.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Шириняном Ш.С. заявлены обоснованно и в соответствии с действующим жилищным и нормативном законодательством, а потому иск подлежит удовлетворению с целью восстановления законных прав и социальных гарантий истца.
Руководствуясь ст.ст.56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по факту снятия Шириняна Ш.С. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах».
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выдать Шириняну Ш.С. именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья подпись Торопова С.А.