Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ррр при секретаре ммм с участием помощника прокурора <адрес> ттт ллл заявителя ввв, ллл заинтересованных лиц ккк, ккк, ннн, ллл О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению <адрес> отделения политической партии «№ об оспаривании действий Государственного учреждения Территориальной избирательной комиссии <адрес>, заинтересованные лица Избирательная комиссия <адрес>, № региональное отделение политической партии «№», № региональное отделение политической партии «№, № региональное отделение политической партии «№», № региональное отделение политической партии «№», № региональное отделение политической партии «№», № региональное отделение политической партии «№», УСТАНОВИЛ: № областное отделение политической партии «№» (далее № обратилос с заявлением, указав, что по итогам имевших место ДД.ММ.ГГГГ выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва по <адрес> избирательной комиссией <адрес> (далее ТИК) была составлена сводная таблица ДД.ММ.ГГГГ с указанием итогов голосования по всем участкам <адрес>. Однако в данной сводной таблице были указаны сведения об итогах голосования, не соответствующие данным протоколов участковых избирательных комиссий (далее УИК) №№, № А потому заявитель просит в соответствии с п.1.1 ст.77 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязать ТИК внести изменения в протокол об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва по <адрес> и сводную таблицу от ДД.ММ.ГГГГ путем составляения нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» и новой сводной таблицы с отметкой «Повторная» на основании данных, отраженных в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий №№, №. Впоследствии заявитель уточнил основания и предмет заявленного требования, указав, что в ходе допроса председателей УИК в качестве свидетелей, был установлен факт соответствия оттисков печатей УИК на представленных №, № и политической партии «№» (далее №) копиях протоколов УИК, печатям УИК. Председатели не отрицали, что именно они несут персональную ответственность за постановку печатей на документы, следовательно, несут ответственность за содержание документов, заверенных печатями УИК. Представленные заявителем копии протоколов не соответствуют представленным ТИК копиям первых и вторых экземпляров протоколов, на которых также отсутствуют подписи членов комиссий от №. Из показаний председателей установлено, что представленные ТИК протоколы были составлены после закрытия избирательных участков и проведения совещания по итогам голосования. Первые и вторые экземпляры протоколов были подписаны ллл №, которые согласисились с указанными в них итогами голосования. Копии этих протоколов и представлены суду заявителем, № Представленные ТИК копии протоколов являются не теми, которые были составлены членами указанных УИК на избирательных участках. Вследствие чего заявитель просит признать недейсвительными данные, содержащиеся в следующих строках сводной таблицы об итогах голосования на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленной ТИК <адрес> по избирательному участку № – в строках 4,6, 8, 10,21, 23, 24, 25; по избирательному участку № - в строках 19, 21, 22, 23, 24, 25; по избирательном участку № – в строках 4, 6, 8, 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25; по избирательному участку № – в строках 4, 6, 8, 10, 21, 24, 25; по избирательному участку № – в строках 4, 6, 8, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25; по избирательному участку № - в строках 4, 6, 8, 10, 24; по избирательному участку № – в строках 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25. Просит обязать ТИК составить новую сводную таблицу с отметкой «Повторная» и внести изменения в сводную таблицу об итогах голосования на территории <адрес>, указав данные, соответствующие данным по вышеуказанным УИК в соответтсвии с копиями протоколов, представленных заявителем, а также обязать ТИК внести изменения в гарфу «Итого» сводной таблицы об итогах голосования на территории <адрес> с учетом внесенных изменений в ее отдельные строки и внести изменение в протокол об итогах голосования на выборах путем составления нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» с учетом изменений, внесенных ТИК в сводную таблицу от ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании ллл заявителя ввв заявление поддержал, дав объяснения, аналогичные его содержанию. Дополнил, что удовлетворение настоящих требований, с учетом предъявления подобных заявлений по всей <адрес>, в целом позволит изменить результаты голосования по всей Российской Федерации и повлечет увеличение количества мандатов КП РФ в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва. От требований в части внесения изменений по УИК № заявитель отказывается. ллл ТИК ккк заявление полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку № отделение КП РФ не имеет права представлять интересы КП РФ при отсутствии доверенности, выданной ее непосредственным руководителем ффф Саратовское отделение непосредственно участия в выборах не принимало. Представленные заявителем и иными заинтересованными лицами копии протоколов не выдавались председателями УИК, они оформлены с нарушением закона, вследствие чего являются недействительными. В данных копиях отсутствуют сведения, указанные прописью. Первые и вторые экземпляры протоколов были представлены и не вызвали ни у кого сомнений. Отсутствие подписей некоторых членов комиссий в силу закона не влечет их недействительность. Указанные заявителем расхождения в любом случае не могут повлиять на подведение итогов волеизъявления избирателей, т.к. не являются существенными. Содержащиеся в первых и вторых экземплярах протоколов УИК данные были введены немедленно после их составляется в Государственную автоматизированную систему РФ «Выборы» под контролем группы, состоящей из членов №. Данные лица подтвердили этот факт, о чем свидетельствуют акты, в которых указано время введения данных. Никаких жалоб на проведение выборов не поступало. Ведение реестра выдачи копий протоколов не является обязательным требованием. Просит заявление оставить без удовлетворения. ллл ТИК ккк поддержал доводы ккк ллл О.В. поддержала доводы заявителя. ллл СР ннн поддержала доводы заявителя. ллл Облизбиркома просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иные участники процесса в судебном заседании не присутствовали. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ. Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав доказательства, приходит к следующему. В соответствии со ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Как следует из ст. 3 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. ДД.ММ.ГГГГ были проведены выборы депутатов в Государственную Думу Федерального собрания РФ шестого созыва. В соответствии с п.1.3 Положения о территориальной избирательной комиссии <адрес>, утвержденного постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, (т.1 л.д.106-120), ТИК осуществляет подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти. Данным постановлением Облизбиркома утверждено количество избирательных участков на территории <адрес> – 59, с присвоением номеров с 117 по 175. В силу п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Таким образом, основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В соответствии с п.8 ст.69 вышеуказанного закона, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11 (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, - в строки 11а - 11е), 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также ллл средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи. Заявитель ссылается на представленные им, а также № копии протоколов УИК №№, № (т.1 л.д.76-91, 192-202, 242-251, т.2 л.д.1-2), данные которых не соответствуют данным, отраженным в представленных ТИК и Облизбиркомом первых и вторых экземплярах тех же самых УИК (т.1 л.д.148-163, 176-191). Суд не принимает доводы заявителя в части того, что представленные им копии протоколов были выданы председателями указанных УИК. Поскольку все председатели, за исключением не допрошенной в ходе рассмотрения дела председателя УИК № ггг, в суде отрицали факт выдачи заявителю представленных им на обозрение заявителем копий. Равно и не подтвердили факт подписания и выдачи копий протоколов, представленных №. При этом подтвердили факт составления и подписания ими и указанными в них членами комиссий протоколов, представленных ТИК и Облизбиркомом. На представленных заявителем, № копиях в части отсутствует указание на номер экземпляра протокола, имеются не заполненные графы, в части отсутствуют подписи председателей УИК, дата и время составления, данные об итогах голосования прописью. На большинстве отсутствует надпись «Копия верна» с указанием должности и лица, удостоверившего данную копию. Часть представленных копий не подписаны большинством членов УИК. В частности копии протоколов, представленных заявителем, по УИК №№, № (л.д.78-79, 84-87) не содержат подписей практически всех членов комиссии. Копия протоколов по УИК №, 139 (т.1 л.д.76-79), представленные заявителем, не содержат указания даты и времени составления данного документа. ЛДПР было представлено копии протоколов только по четырем участкам, от № по шести участкам. Согласно ст.69 вышеуказанного закона первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений. Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей комиссии. Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования. Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. В протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), составляемую комиссией (за исключением комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии), заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным. К протоколам об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, иного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. 6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении. 7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. Представленные ТИК и Облизбиркомом протоколы соответствуют указанным выше требованиям. Представленные заявителем, а также № копии протоколов, не соответствуют вышеуказанным требованиям. В связи с чем суд не может принять их в качестве надлежащего доказательства. Особенно с учетом показаний председателей УИК, отрицавших факт принадлежности им подписей в данных документах. Сам по себе факт наличия на представленных заявителем и № копиях протоколов печати соответствующей УИК, даже если признать факт действительной принадлежности данного оттиска печати УИК, не может свидетельствовать о соответствии указанных в данных документах данных об итогах голосования, действительности. Поскольку не исключен факт неправомерного временного завладения печатью. Что не исключали некоторые из допрошенных свидетелей, ссылаясь на тот момент, когда заверялись печатью документы, подготавливаемые для направления в ТИК, в это время печать находилась непосредственно на столе председателя. Тем более, что для постановки оттиска не требуется значительного времени. Вследствие чего суд считает, что нарушений, которые не могли бы выявить действительную волю избирателей, по делу судом не установлено. Кроме того, сам по себе факт наличия расхождений хоть и является нарушением п. 29 ст. 68 ФЗ, но вместе с тем не может служить основанием для признания протоколов недействительными, поскольку это не предусмотрено законом и не свидетельствует о правильности сведений, содержащихся в копиях протоколов. Согласно п. 2 ст. 69 ФЗ итоги голосования устанавливаются соответствующей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов, поступивших непосредственно из нижестоящих комиссий, а не их копий. Каких-либо данных о том, что в содержание подлинных протоколов об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы с ложным содержанием, не имеется. Учитывая, что на территории <адрес> имеется 59 участков, тогда как оспариваются данные только по 7 участкам, суд не может согласиться с тем, что указанные заявителем расхождения, даже в случае признания их соответствующими действительности, могут повлиять на определение волеизъявления избирателей. Доводы участников процесса в остальной части суд не принимает, поскольку они не могут повлиять на существо решения. Оценив доказательства в совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательном виде. Судья