начисление коммунальных платежей



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    09 апреля 2012 г.                          г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Кочеткова Д.И.,

при секретаре Хвастуновой И.Ю.,

с участием истца – Алешиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Регионального Общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах Алешиной ЛН к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Ж», третье лицо – ОАО «В», о взыскании денежных средств за предоставление услуги «отопление» ненадлежащего качества, признании перерасчетов за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительными, признании выставленного ответчиком в платежных документах истицы тарифа за коммунальную услугу «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признании бездействия ответчика, выраженное в том, что на протяжении оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик отказывался по формулам, указанным в Правилах №307, 491 производить корректировку по показаниям ОДПУ за «отопление», производить перерасчет платы за ненадлежащую услугу «отопление», за ненадлежащие услуги по ремонту и содержанию жилья, компенсации морального вреда,

установил:

                

Региональное Общественное учреждение Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» (далее РОУ ЗПП Саратовской области «Человек и его права») обратилось в суд в интересах Алешиной Л.Н. с требованиями к ответчику, в которых просит взыскать с ответчика в пользу истца Алешиной Л.Н. денежные средства за предоставление услуги ненадлежащего качества «отопление» в размере 26 123 руб. 65 коп., признать выставленные ответчиком перерасчеты за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительными, признать выставленный ответчиком в платежных документах истицы тариф за коммунальную услугу «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признать бездействие ответчика, выраженное в том, что на протяжении оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик отказывался по формулам, указанным в Правилах №307, 491, производить корректировку по показаниям ОДПУ за отопление, производить перерасчет платы за ненадлежащее услугу отопление, за ненадлежащие услуги по ремонту и содержанию жилья, взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 10 000 руб. Доводы своих требований мотивирует тем, что она проживает в <адрес> по <адрес>у <адрес>. Управляющей компанией дома является ответчик – ООО «УО «Ж». По утверждению истца, ответчик за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ услуги надлежащего качества по предоставлению услуги «Центральное отопление» не оказывал, и, зная о том, что не оказывает услугу надлежащего качества истцу, умышленно не составлял акта о ненадлежащем предоставлении истцу услуги «центральное отопление», в то же время, взимал с истца плату как за оказание услуги надлежащего качества.

Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в которых содержатся Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества или с перерывами, превышающую установленную продолжительность, истец считает, что управляющая компания обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений по формуле:

P

у

Дельта P = ---- x n,

n d

m

где:

Дельта P - размер уменьшения платы за содержание и ремонт

жилого помещения (рублей);

P - стоимость соответствующей услуги или работы в составе

у

ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения

(рублей);

n - количество календарных дней в месяце;

m

n - количество полных календарных дней, в течение которых

d - оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего

качества и (или) с перерывами, превышающими установленную

продолжительность.

Вычисляя размер недопоставленной услуги, истец просит взыскать с ответчика за 1050 дней услуг ненадлежащего качества в размере 26 123 руб. 65 коп.

Кроме того, на протяжении оспариваемого периода ответчик производил истцу перерасчеты по оплате за коммунальные услуги «вода и канализация» за апрель ДД.ММ.ГГГГ г., май ДД.ММ.ГГГГ г., январь ДД.ММ.ГГГГ г., июль ДД.ММ.ГГГГ г., июль ДД.ММ.ГГГГ г. Истец просит признать данные перерасчеты за коммунальные услуги также незаконными.

Также истец требует признать выставленный ответчиком в платежных документах тариф по графе отопление недействительным. Ответчик в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлял истцу тариф, исходя из норматива потребления тепловой энергии 0,030 Гкал на 1 кв.м. общей отапливаемой площади в месяц, несмотря на то, что применение при расчете нормативного значения 0,030 Гкал незаконно.

В этой связи истец также просит признать бездействие ответчика, выраженное в том, что на протяжении оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик отказывался по формулам, указанным в Правилах №307, 491 производить корректировку по показаниям ОДПУ за «отопление», производить перерасчет платы за ненадлежащую услугу «отопление», за ненадлежащие услуги по ремонту и содержанию жилья, также просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец Алешина Л.Н. поддержала свои исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ООО «УО «Ж» в судебное заседание не явился, не просил об отложении дела слушанием, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – ОАО «В», извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, не просил об отложении дела слушанием, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Алешина Л.Н. является собственником <адрес>, и за спорный период своевременно и добросовестно оплачивала жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.43) и платежными квитанциями, приложенными к материалам дела.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, от 29.07.2010 N 580, от 06.05.2011 N 354), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно данному Постановлению «отопление» - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам. Согласно пункту 15 Приложения №1 температура воздуха в жилом помещении допускается не ниже + 18 градусов Цельсия, а в угловых комнатах +20 градусов Цельсия.

В силу ст. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу ст. ст. 64 – 72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

Закон РФ "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (статья 37).

Организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, в т.ч. холодной и горячей воды, за которые потребитель обязан произвести оплату.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм закона, подтверждением предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества является акт предоставления услуг ненадлежащего качества, который составляется в 2 экземплярах, один из которых должен быть у потребителя услуг, а второй - остается у исполнителя. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Таких актов истец суду не представил, пояснив суду, что за спорный период не было составлено ни одного такого акта.

Суд разъяснил истице ее право представить доказательства, обосновавающие ее требования к ответчику в части, касающейся предоставления ответчиком услуг потребителя Алешиной Л.Н. ненадлежащего качества с февраля ДД.ММ.ГГГГ г. по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г., однако, как в ходе подготовки дела к судебному разбирательства, так и в судебном заседании истец Алешина Л.Н. не смогла представить суду ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что ей оказывались услуги ненадлежащего качества. Истец Алешина на вопросы суда о том, сообщала ли она о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в письменной форме или устно (в том числе по телефону) сотруднику аварийно-диспетчерской службы, ничего по существу пояснить не смогла, объяснив, что звонила многим лицам, имеющим отношение к Управляющей компании, все обещали разобраться, но ничего не сделали. С письменными заявлениями о составлении таких актов она никогда ни к кому не обращалась. На вопросы суда о том, может ли истица предоставить сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема в случае ее обращения в аварийно-диспетчерскую службу Алешина пояснила, что таких сведений суду она сообщить не может.

Таким образом, истцом не представлено суду доказательств того, что ей за спорный период предоставлялись ответчиком услуги ненадлежащего качества, и что ответчик уклонялся от составления акта о ненадлежащем предоставлении истцу услуги «центральное отопление», в связи с чем, суд полагает необходимым отказать истцу в ходатайстве о произведении перерасчета за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и взыскании с ответчика в пользу Алешиной Л.Н. денежных средств в размере 26 123 руб. 65 коп. за предоставленные услуги ненадлежащего качества.

Согласно пункту 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам.

Подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 установлена формула (9), которая учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.

Технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы холодной и горячей воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются в виде коэффициента:

V

D

-----------.

V + V

n.p n.n

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (п. 5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п. 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).

В силу пункта 27 приведенных Правил в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Судом установлено и никем не оспаривалось, что в многоквартирном доме, в котором проживает истец, установлен общедомовой прибор учета отопления в 2009 году.

Формула №4 устанавливает размер платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле:

S

i

P = (P - P ) x ----, (4)

k.i ламбда.p пр S

D

где:

P - размер платы за потребленный в многоквартирном

ламбда.p

доме (жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую

воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный

ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации;

P - общий размер платы соответственно за холодное

пр

водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и

водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и

нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);

S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в

i

многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)

D

в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).

Суд считает, что за технически неизбежные, обоснованные потери холодной воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме, должны платить в виде корректировки не только жители, не имеющие индивидуальные приборы учета расхода горячей и холодной воды, но и те собственники и наниматели жилых помещений, которые имеют такие индивидуальные приборы, поскольку данные технологические потери коммунальных услуг, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, не связаны с виной управляющей организации, заключившей договора о предоставлении услуг с энергоснабжающей организацией, поддерживающей в надлежащем техническом состоянии сети, применительно к тому, что общедомовые приборы определяют объем потребления коммунальных услуг, и на основании показаний данных приборов учета ресурсоснабжающая организация взыскивает денежные средства с управляющей организации.

Таким образом, потребитель обязан на основании предъявленного исполнителем счета оплачивать корректировочные платежи, связанные с общедомовыми потерями потребленной услуги.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие необоснованность перерасчетов за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать истцу в требовании о признаннии данных перерасчетов недействительными.

Истцы просят также признать выставленный ответчиком в платежных документах тариф за коммунальную услугу «отопление» за спорный период недействительным. В обоснование доводов указывают, что в многоквартирном доме, где проживает Алешина Л.Н., установлен общедомовой прибор учета отопления, поэтому применение при расчете нормативного значения 0,030 Гкал незаконно. В связи с неправильным применением нормативного значения 0,030 Гкал при расчете тарифа, тариф по услуге «отопление» был применен Управляющей компанией неправильно, поэтому истец просит признать его недействительным.

Судом установлено, что решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 г. №69-664 «О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения» установлен норматив потребления тепловой энергии.

Согласно приложению №1 к Решению Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. № 69-664 норматив потребления тепловой энергии для жилых домов с централизованной системой составляет в размере 0,030 Гкал на 1 кв.м. общей отапливаемой площади в месяц при оплате в период отопительного сезона.

Согласно представленным истцом квитанциям, с Алешиной Л.Н. взималась плата за услугу «центральное отопление» только в период отопительного сезона, следовательно, по мнению суда, тариф за спорный период был рассчитаны управляющей компанией правильно, в связи с чем, оснований для удовлетворения требования в части признания недействительными данного тарифа за оплату услуги «отопление» за спорный период у суда не имеется.

Также у суда нет каких-либо правовых оснований для признания бездействия ответчика, выраженное в том, что на протяжении спорного периода ответчик отказывался производить корректировку по показаниям ОДПУ «отопление», производить перерасчет платы за ненадлежащую коммунальную услугу «отопление», за ненадлежащие услуги по ремонту и содержанию жилья, поскольку доказательств, подтверждающих данное требование, истцом не представлено.

В этой связи, в связи с отказом удовлеторений требований, у суда нет законных оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., поскольку ответчик не причинил истице Алешиной Л.Н. морального вреда.

В силу установленных обстоятельств по делу суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Региональному Общественному учреждению Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в исковых требованиях в интересах Алешиной ЛН к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Ж», третье лицо – ОАО «В», о взыскании денежных средств за предоставление услуги «отопление» ненадлежащего качества, признании перерасчетов за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительными, признании выставленного ответчиком в платежных документах истицы тарифа за коммунальную услугу «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признании бездействия ответчика, выраженное в том, что на протяжении оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик отказывался по формулам, указанным в Правилах №307, 491 производить корректировку по показаниям ОДПУ за «отопление», производить перерасчет платы за ненадлежащую услугу «отопление», за ненадлежащие услуги по ремонту и содержанию жилья, компенсации морального вреда - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья