Дело № 2-1584/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2012 года город Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
при секретаре Савватеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Л.Ю. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-е лицо: Министерство финансов Саратовской области о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Михайлова Л.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Доводы исковых требований истица обосновывает тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 г. она обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда. Однако, 27.12.2011 г. получила письменный отказ министерства ЖКХ в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по тем основаниям, что зарегистрирована составом семьи 4 человека в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 187,2 кв.м., и соответственно обеспечена площадью свыше 13,5 кв.м. Данный отказ истица считает незаконным и необоснованным, так как жилое помещение по указанному выше адресу ей не принадлежит и право пользования жильем у неё не возникло. Истица просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в г.Энгельсе по норме предоставления площади жилого помещения – не менее 30 квадратных метров общей площади.
В судебном заседании истица Михайлова Л.Ю. свои исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным выше и просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что она фактически проживает вместе со своей семьей, сыном и мужем, на съемной квартире. При этом подтвердила то обстоятельство, что она является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое признано непригодным для проживания. В 2009 г. была формально зарегистрирована в доме, принадлежащем на праве собственности отцу мужа, фактически в жилое помещение не вселялась и не является членом семьи собственника жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, об уважительности неявки представителя в суд не сообщено, письменных возражений относительно исковых требований не представлено.
3-е лицо - Министерство финансов Саратовской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела было извещёно своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истицы, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
На основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как устанавливается положениями ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО, норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере: на одиноко проживающих граждан – не менее 30 квадратных метров общей площади.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Михайлова Л.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно распоряжения администрации г.Энгельса Саратовской области от 22.07.1995 г. над Мешковой (по мужу Михайловой) Л.Ю. была установлена опека и опекуном назначена Л (л.д. 20).
На основании договора на приватизацию жилого помещения от 09.02.2009 года Михайловой Л.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля жилого помещения, общей площадью 40,3 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д. 21).
В соответствии с постановлением главы Энгельсского муниципального образования от 29.01.2003 г. № № и актом № № от 21.01.2003 г. жилые помещения в доме <адрес> были отнесены к непригодным для проживания, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием конструкции дома. (л.д. 22-25).
С 2009 г. Михайлова Л.Ю. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о государственной регистрации права жилой дом по указанному выше адресу принадлежит на праве собственности Михайлову Ю.В. (л.д. 26).
На основании договора найма жилого помещения от 01.09.2011г. Михайлова Л.Ю. снимает квартиру по адрес: <адрес> (л.д. 28).
Допрошенные в качестве свидетелей М., муж истицы, Л. подтвердили тот факт, что истица вместе со своей семьей, мужем и сыном, вынуждена проживать на съемной квартире, так как формально была зарегистрирована в дом, принадлежащий отцу мужа, и не приобрела там право пользования и проживания. В жилом помещении по <адрес> проживать не представляется возможным, так как дом находится в аварийном состоянии и непригоден для проживания.
Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется.
В 2011 г. Михайлова Л.Ю. обратилась в министерство ЖКХ с заявлением о постановке её на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в рамках реализации Закона Саратовской области №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Саратовской области», однако ей в этом было отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что истица зарегистрирована составом семьи 4 человека в жилом помещении, общей площадью 187,2 кв.м. (л.д. 11).
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу положений ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из иска следует, что Михайлова Л.Ю. зарегистрирована в чужой собственности, при этом отсутствуют какие-либо законные основания для признания её членом семьи Михайлова Ю.В., которому на праве собственности принадлежит жилое помещение.
Каких-либо доказательств в опровержении установленных выше обстоятельств со стороны ответчика в силу положений ст. 56 ГПК РФ в суд не представлено.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Министерства ЖКХ в постановке заявительницы на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным и находит законным требование об обязании Министерства ЖКХ поставить Михайлову Л.Ю.на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью восстановления её нарушенных прав и социальных гарантий.
Также, требование об обязании ответчика предоставить истице жилое помещение после постановки её на учёт в установленном законом порядке, из государственного жилищного фонда вне очереди в городе Энгельсе по норме предоставления предусмотренной Законом Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» не менее 30 кв. метров общей площади подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Михайлову Л.Ю. на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Михайловой Л.Ю., <данные изъяты>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах города Энгельса, общей площадью не менее 30-ти квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья подпись Торопова С.А.