о признании права и понуждении выдать государственный жилищный сертификат



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

02.04.2012 г. г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Яремчук Е.В.,

при секретаре ФИО8,

адвоката ФИО11,

с участием истца Коноваловой ФИО15,

представителя ответчика УФСИН России по Саратовской области ФИО12,

представителя третьего лицо ФКУ «Уголовно – исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваловой ФИО16 к УФСИН России по Саратовской области о понуждении включить в состав участников подпрограммы, внести в сводный список граждан, получателей сертификатов,

установил:

Коновалова ФИО17 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к УФСИН России по Саратовской области, в обоснование которого указала, что с 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу в рядах вооруженных сил России. После увольнения с военной службы жилую площадь, которая была занята семьей по адресу: <адрес>, была истцом сдана. По прибытию в <адрес> в 1999 года истец была трудоустроена в уголовно – исполнительную инспекцию <адрес>, где истец проработала до ДД.ММ.ГГГГ, после чего была уволена по сокращению штатов на основании приказа УФСИН России по Саратовской области . Таким образом, истец Коновалова ФИО18 проработала в УФСИН России по Саратовской области более 10 лет. В настоящее время истец Коновалова ФИО19 и её дочь ФИО14 какого – либо жилья не имеют, проживают на съемной квартире. Их регистрация по адресу: <адрес>, носит формальный характер, поскольку данное жилое помещение принадлежит бывшему мужу истца – ФИО10 на праве собственности, на основании договора дарения его матери. Прав на данное жилое помещение истец Коновалова ФИО20. и ФИО14 не имеют. На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ к руководству УФСИН России по Саратовской области по вопросу выдачи государственного жилищного сертификата, истцом был получен отказ. Истец обращалась в администрацию Балаковского муниципального района по вопросу предоставления жилья, где её обращение оставлено без исполнения. Полагает, что как сотрудник органов уголовно – исполнительной системы, уволенная, в связи с организационными штатными мероприятиями, относится к категории граждан, которые подпадают под целевую программу «Жилище» на 2011-2015 г.г. Просит суд обязать УФСИН России по Саратовской области включить её в состав участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и внести в сводный список граждан, получателей сертификатов по УФСИН России по Саратовской области.

В судебном заседании истец Коновалова ФИО21 исковые требования поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца ФИО11 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель УФСИН России по Саратовской области ФИО12 в судебном заседании исковые требования Коноваловой ФИО22 не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать, т.к. считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Коновалова ФИО23 проходила службу в <данные изъяты>, которое имело статус юридического лица. В настоящее время данное учреждение, реорганизовано путем слияния в ФКУ «УИИ УФСИН по Саратовской области». В соответствии с п.п. 1.2., 1.7. Устава данного учреждения функции и полномочия учредителя инспекции осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, инспекция является юридическим лицом. Таким образом, требования истца к УФСИН России по Саратовской области предъявлены как к ненадлежащему ответчику. Кроме того, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по сокращению штатов, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление на участие в подпрограмме должностному лицу соответствующего учреждения УИС, т.е. на момент службы, истец должна была обращаться в <данные изъяты>. В указанной очереди истец не состоит. Согласно предъявленным исковым требованиям, а также ответу УФСИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ на письменное обращение Коноваловой ФИО24 истец в период службы в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с заявлением (рапортом) о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась. Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 г., предусматривает исключительно в ч. 3 ст. 52 постановку (принятие) на учет граждан, в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, только по месту жительства органами местного самоуправления. В связи с этим с 1 марта 2005 г. во всех органах и учреждениях УИС постановка граждан на жилищный учет была прекращена. Законодатель определяет, что заявление на участие в подпрограмме подается соответственно в органы и учреждения, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ вопросы обеспечения граждан жильем относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому данная обязанность должна быть возложена на администрацию <адрес>. Следовательно, УФСИН России по Саратовской области, ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области, не являясь уполномоченным законодательством Российской Федерации органом постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.03.2005 года, не имеют права на признание истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

Представитель третьего лица ФКУ «УИИ УФСИН России по Саратовской области» ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Коноваловой ФИО25 исковых требований, дала пояснения аналогичные пояснениям представителя ответчика.

Представители третьих лиц Правительства Саратовской области, министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, суд определил рассмотреть дело без их участия в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо ФИО14, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела без её участия, исковые требования истца Коноваловой ФИО26 считает подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 года «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников увольняемых и уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством Российской Федерации было принято постановление от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011 - 2015 годы.

Указанными Правилами, установившими порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеназванной подпрограммы, были определены категории граждан, которые наделялись правом на участие в подпрограмме.

В соответствии с п.п. «а» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи

с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

    Основания для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы изложены в статье 22 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы».

    Согласно указанной правовой нормы, к таким основаниям относятся: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Приведенный перечень оснований является исчерпывающим.

В судебном заседании установлено, что Коновалова ФИО27 с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в уголовно-исполнительной системе РФ (л.д. 10-16). ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника УФСИН России по Саратовской области Коновалова ФИО28. уволена по пункту «е» части 1 статьи 58 (по сокращению штатов) в звании майора внутренней службы. Выслуга лет истца составляет в календарном исчислении 17 лет 04 месяца 02 дня (л.д. 48).

В судебном заседании установлено, что Коновалова ФИО29 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период службы, признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, номер очередности 222 (л.д. 23-25, 50).

ДД.ММ.ГГГГ Коноваловой ФИО30 подано начальнику УФСИН России по Саратовской области заявление (рапорт) о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с приложением необходимых к заявлению документов (л.д. 26-27).

Письмом УФСИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Коноваловой ФИО31 было отказано во включении в сводный список граждан на участие в подпрограмме, поскольку Коновалова ФИО32 за время службы не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в установленном законодательством порядке до 1 марта 2005 года, вопрос обеспечения ее и членов ее семьи в компетенции администрации муниципального образования г.Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области (л.д. 28-29).

Порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы регламентирован в разделе 2 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы».

Согласно статье 19 названного раздела, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

Исходя из приведенной правовой нормы, надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением об участии в подпрограмме: подразделение или орган местного самоуправления, является орган, в котором гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в качестве гражданина имеющего право на получение социальной выплаты.

В качестве гражданина имеющего право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы, истец Коновалова ФИО33 на учете в органе местного самоуправления не состоит (л.д. 133).

Каких - либо прав на объекты недвижимого имущества Коновалова ФИО34 и её дочь ФИО14 не имеют (л.д. 52-53), зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности бывшему супругу Коноваловой ФИО35ФИО10 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21, 54).

Согласно пункту 13 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июня 2007 г. N 287, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Пункт 14 Инструкции устанавливает, что список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.

В силу пункта 15 на основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.

По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка (п. 16 Инструкции).

Выдача ГЖС производится в порядке, предусмотренном пунктами 19, 20, 21, 23 Инструкции и при непосредственном участии представителя территориального органа ФСИН России.

Анализируя перечисленные выше положения закона, суд приходит к выводу, что Коновалова О.И., как подпадающая под категорию граждан, указанных в п.п. «а» п.5 Правил (сотрудник учреждения УФСИН России по Саратовской области, увольняемый со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет более 10 лет), правомерно обратилась в УФСИН России по Саратовской области с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Доводы представителя ответчика о том, что Коноваловой ФИО36 предъявлены требования к ненадлежащему ответчику, суд признает несостоятельным, поскольку Коновалова ФИО37 не состояла в непосредственных трудовых (служебных) отношениях с тем структурным подразделением Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, в котором она проходила службу, и данное структурное подразделение не являлось для истца непосредственным работодателем. Контракт на прохождение службы в органах уголовно-исполнительной системы был заключен с Федеральной службой исполнения наказаний в лице руководителя учреждения (л.д.100).

Об этом же свидетельствует и выписка из приказа начальника Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области -лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).

В силу положений п. 18 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011 - 2015 годы, выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

Согласно пунктов 4.28 и 4.29 Положения о жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) в компетенцию комиссии входит: включение граждан, проходивших службу в Управлении, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002 - 2010 годы в состав участников данной подпрограммы; формирование заявки потребности получения Государственных жилищных сертификатов УИС по Саратовской области в планируемом году, на основании списков учреждений области формирование сводного списка граждан-получателей сертификатов УФСИН России по Саратовской области в планируемом году (л.д.134-143).

Принимая во внимание нуждаемость истца в жилом помещении, компетенцию УФСИН России по Саратовской области по вопросам включения в состав участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и формирования сводного списка граждан, получателей сертификатов, суд приходит к выводу, что не признание Коновалову ФИО38 нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, не может являться основанием для лишения ее установленного законом права на получение социальной поддержки на приобретение жилого помещения в той форме, которая установлена законом для данной категории граждан.

С учетом приведенных выше положений закона, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Коноваловой ФИО39 основаны на законе, подтверждены доказательствами, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Саратовской области включить Коновалову ФИО40 в состав участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и внести в сводный список граждан, получателей сертификатов по УФСИН России по Саратовской области.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

    Мотивированное решение изготовлено 09.04.2012 года

    Судья                                        Е.В. Яремчук