Дело № 2-2290/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2012 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Сисиной Н.В.,
при секретаре Трошиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Энгельса Саратовской области в интересах несовершеннолетней С. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – Кондрева Р.Н. о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
истец в интересах несовершеннолетней С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство ЖКХ) об отказе в постановке на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования заявитель мотивирует тем, что С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. На основании Постановления главы администрации Энгельсского муниципального района от ...дата... № ... С., ...дата... года рождения, находится под попечительством Кондревой Р.Н.. Мать несовершеннолетней – С.И.Н. умерла ...дата..., отец С.А.В. решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ...дата... лишен родительских прав. Несовершеннолетняя С. недвижимости в собственности не имеет и проживает по месту регистрации попечителя по адресу: <адрес>. Жилой дом по вышеуказанному адресу принадлежит на праве собственности Кондревой Р.Н. – тете несовершеннолетней, а также А.О.П., А.А.А.
Отказывая в принятии на учет несовершеннолетней Министерство ЖКХ Саратовской области ссылается на Закон Саратовской области от 2 августа 2007 года № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», утверждает, что «…право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области имеют нуждающиеся в жилых помещениях, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, если они являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы».
Однако, в пункте 1 статьи 3 Закон Саратовской области от 2 августа 2007 года № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» перечислено, кто их детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного фонда области, а именно:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 настоящего Закона;
3) граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма до 15 мая 2005 года в органах местного самоуправления области, если они не были обеспечены в установленном порядке жилыми помещениями;
4) граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если нуждаемость в жилом помещении не была выявлена в установленном порядке до достижения ими возраста 23 лет.
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с п.1 статьи 2 вышеназванного Закона закреплению за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подлежат жилые помещения:
1) принадлежащие им на праве собственности;
2) которые в соответствии с федеральным законодательством они наследуют по закону или завещанию;
3) на которые в соответствии с федеральным законодательством у них может возникнуть право собственности при приватизации жилых помещений;
4) в которых в соответствии с федеральным законодательством они проживают (ли) в качестве членов семьи на условиях социального найма жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда.
Так как несовершеннолетняя С. не является наследником собственника по закону, а так не имеет в собственности жилого помещения, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и у нее не может возникнуть право собственности при приватизации, то закреплению за ней данного жилого помещения не подлежит.
Следовательно, как не имеющей закрепленного жилого помещения, С. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного фонда области.
Истец в судебное заседание представила заявление об отказе от исковых требований в части признания незаконным отказ Министерства ЖКХ Саратовской области принятия на учет С. Отказ от иска принят судом, производство в части прекращено.
В судебном заседании С. заявила, что исковые требования, с учетом отказа от иска в части, поддерживает в полном объеме, просила суд удовлетворить их.
Законный представитель истца и третье лицо Кондрева Р.Н. в судебном заседании почснила, что исковые требования, с учетом отказа от иска в части, поддерживает в полном объеме, просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о смерти матери несовершеннолетней С.И.Н. (л.д.10), решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ...дата... о лишении родительских прав С.А.В. в отношении несовершеннолетней С. (л.д.11).
С 05.02.2008 года и до настоящего времени С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Кондревой Р.Н. – тете несовершеннолетней, А.О.П., А.А.А. (л.д. 16).
Сведениями о том, что С. не имеет на праве собственности какие-либо жилые помещения и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.17).
Также установлено в судебном заседании, что над С. была установлена опека и назначена выплата денежных средств. Опекуном была назначена Кондрева Р.Н. (л.д.12).
В 2011 году законный представитель истца Кондрева Р.Н. обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт С. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако, ...дата... она получила письменный отказ Министерства ЖКХ в постановке на учёт несовершеннолетней в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по тем основаниям, что она зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Кондревой Р.Н. – тетя несовершеннолетней, А.О.П., А.А.А. и обеспечена жилой площадью свыше ученой нормы (13.5 кв.м.) на одного члена семьи. (л.д. 13).
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из пояснений законного представителя истца следует, что отсутствуют какие-либо законные основания для отказа в постановке на учет С. в качестве нуждающейся в получении жилья, поскольку она, после того, как достигнет совершеннолетия, может утратить право на проживание в квартире опекуна, в связи с чем, будут нарушены права сироты на жилище, и социальные гарантии, предусмотренные Законом для данной категории граждан. Кроме того, само по себе проживание вместе с собственником жилого помещения является вынужденной мерой, поскольку С. является несовершеннолетней и не может в полной мере распорядиться своими гражданским правами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Министерства ЖКХ в постановке заявителя на учёт нуждающихся в получении жилья является необоснованными и находит правильным требованиями законного представителя истца о признании права С. на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, с целью восстановления ее законных прав и социальных гарантий.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 56, 254-257, 194-198 ГПК РФ, суд -
решил:
обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить С. на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Н.В. Сисина