Иск о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка оставлен без удовлетворения



Дело № 2-1727/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года                                         г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ульянкина Д.В.,

при секретаре Бибарсовой З.М.,

с участием представителя истца Барышниковой О.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянского Г.Ю.,

представителя третьего лица Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Лужкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гасанова И.О. к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

установил:

    

Гасанов И.О. обратился с иском к администрации МО «Город Саратов» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду для ведения огородничества земельного участка, площадью 188 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>. В обоснование ссылается на то, что по договору аренды владеет земельным участком, с кадастровым , по адресу: <адрес>. Ранее на спорном земельном участке была свалка. Истец за свой счет очистил земельный участок, огородил его. Поскольку данный участок никем не используется, истец обратился к ответчику и попросил предоставить ему спорный участок для целей, не связанных со строительством – для ведения огородничества. Однако ответчик своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что участок занят объектом недвижимости и расположен в границах территории общего пользования. Полагая такой отказ незаконным, истец обратился в суд с вышеназванными требованиями.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца Барышникова О.А., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что никаких строений на спорном земельном участке нет. Рядом с участком находится дом, принадлежащий истцу.

Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» Полянский Г.Ю., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что спорный земельный участок находится в пределах двух территориальных зон: зоны развития объектов транспортной инфраструктуры (ИТ-3) и зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-3). Предоставление земельных участков, находящихся одновременно в 2 территориальных зонах законом не предусмотрено. Часть испрашиваемого земельного участка находится за пределами красных линий и планируется использоваться для развития улично-дорожной сети. Ведение огородничества на землях общего пользования не допускается.

Представитель третьего лица Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» Лужков А.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска по тем же основаниям, что и представитель ответчика. Полагает, что оспариваемое постановление основано на законе.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», будучи извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилось, причины неявки неизвестны.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

В судебном заседании установлено, что Гасанов И.О. обратился с заявлением о предоставлении ему для целей, не связанных со строительством - ведения огородничества земельного участка, площадью 188 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении названного земельного участка по тем основаниям, что участок занят объектом недвижимости и расположен в границах территории общего пользования.

Согласно п.1 ст. 11 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", включающие в себя градостроительные регламенты, карту градостроительного зонирования (части 2 и 3 Правил землепользования).

Из представленного Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» фрагмента карты градостроительного зонирования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне ИТ-3 - зоне развития объектов транспортной инфраструктуры: улично-дорожной сети, транспортных пересечений (в том числе со сносом существующей застройки) и зоне Ж-3 - зоне малоэтажной жилой застройки. Часть участка расположена за пределами красных линий.

Между тем, анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что действующее земельное и градостроительное законодательство не допускает расположение одного земельного участка сразу в двух территориальных зонах. Кроме того, часть спорного земельного участка находится в зоне инженерной и транспортной инфраструктур, ведение огородничества в которой законом не предусмотрено.

Таким образом, оспариваемое Гасановым И.О. постановление об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, основано на положениях действующего законодательства РФ, в силу чего оснований для его отмены не имеется. В иске Гасанову И.О. следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Гасанова И.О. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

    Судья                                Д.В. Ульянкин