Иск о защите прав потребителей, прекращении противоправных действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации о цене услуги, удовлетворен



Дело № 2-2357/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2012 года                                     г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ульянкина Д.В.,

при секретаре Бибарсовой З.М.,

с участием представителя истца Шлейниковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» о защите прав потребителей,

установил:

    

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее – Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» (далее – ООО «УК «Жилкомплекс») о защите прав потребителей. Просит суд: прекратить противоправные действия ООО «УК «Жилкомплекс» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации о цене услуги «центральное отопление», выставляемой к оплате в платежных извещениях (квитанциях) в отопительный период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., применив порядок расчета, не предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации. Обязать ООО «УК «Жилкомплекс» довести до сведения потребителей г. Саратова достоверную информацию о цене услуги «центральное отопление», а именно о сумме, подлежащей к оплате в платежных извещениях (квитанциях) за ДД.ММ.ГГГГ г. - ДД.ММ.ГГГГ г., применив порядок расчета за данную коммунальную услугу, предусмотренную Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354). Обязать ООО «УК «Жилкомплекс» довести до сведения потребителей решение суда в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.

В обоснование истец ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от жителей многоквартирных домов <адрес> стали поступать обращения на действия ООО УО «Жилкомплекс» о выставлении в платежных документах потребителей размера платы за коммунальную услугу «центральной отопление» с использованием расчетного коэффициента.

ДД.ММ.ГГГГ г. Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области установлен факт совершения ООО «УО «Жилкомплекс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В результате чего, ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении ООО «УО «Жилкомплекс» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По завершении административного расследования ООО УО «Жилкомплекс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и установлено следующее, что многоквартирные дома по <адрес> оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, но индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета у граждан вышеуказанных домов отсутствуют.

Из подпункта 1 пункта 3 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг граждан утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) следует что, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле № 9.

ООО «УК «Жилкомплекс» при расчете платы за услугу "центральное отопление" в нарушении к Правилам предоставления коммунальных услуг граждан утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) применило не верную формулу № 9, т.е. не предусмотренную для данного порядка расчета, тем самым указал в платежных документах для жителей домов по <адрес> иной порядок расчета размера платы.

Применение формулы 9 для расчета платы за услугу "центральное отопление" подтверждается письменным ответом ООО УК "Жилкомплекс" исх. от ДД.ММ.ГГГГ При расчете за отопление исполнитель услуг тариф умножает на площадь одной из квартир и на коэффициент по дому (35,14 х 43,70 х 0,4595).

ООО УК "Жилкомплекс" при управлении многоквартирными домами по <адрес>, являясь исполнителем коммунальных услуг, допустило нарушение прав потребителей, выразившиеся в недостоверной информации об оказываемых услугах, а именно о цене, так как нарушен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "центральное отопление", в результате чего искажена сумма (цена в рублях), подлежащая к оплате потребителями в платежных извещениях (квитанциях).

При оказании услуги «центральное отопление» населению ООО «УО «Жилкомплекс» нарушает права широкого круга потребителей, закрепленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей на необходимую и достоверную информацию о цене, выставляемую к оплате потребителям <адрес> в платежных извещениях (квитанциях) в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебном заседании представитель истца Шлейникова Е.Н., действующая по доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным выше. Просила иск удовлетворить, полагая, что он основан на законе и доказательствах. Также пояснила, что проведенной проверкой установлено нарушение неопределенного круга лиц, а не только тех, что перечислены в исковом заявлении и приложенных к иску материалах. Многочисленные жалобы владельцев жилых помещений, обслуживаемых ответчиком тому подтверждение.

Представитель ответчика ООО УК "Жилкомплекс" в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать. Ответчик признал, что по указанным в исковом заявлении домам <адрес>, действительно с ДД.ММ.ГГГГ г. за услугу «центральное отопление» расчеты производились по показаниям общедомового прибора учета. Однако в ДД.ММ.ГГГГ г. ООО УК "Жилкомплекс" произвело перерасчет за услугу «центральное отопление» и в дальнейшем начисления производились в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (по нормативу). Т.е. перерасчет произведен до обращения Роспотребнадзора в суд с иском.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 40 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 322 (ред. от 17.10.2011г.)) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Истец ссылается на то, что обращение в суд с данным иском основано на многочисленных жалобах граждан, получающих коммунальные услуги от ответчика, а также результатами проведенной Роспотребнадзором проверки деятельности ООО УК "Жилкомплекс" по начислениям за услугу «центральное отопление», которая подтвердила факт наличия нарушений.

Таким образом, суд считает, что обращение Роспотребнадзора в интересах неопределенного круга потребителей законно и обоснованно.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.В силу ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 2 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307 (ред. от 06.05.2011г.) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила № 307).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле № 9:

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт•час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт•час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт•час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт•час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт•час).

Из содержания данной нормы права следует, что такой порядок расчета предусмотрен для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения. Для расчета коммунальной услуги «отопление» он не применяется.

В судебном заседании установлено, что ответчик является управляющей организацией, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, услуги по управлению общим имуществом многоквартирных домов на территории г. Саратова (л.д.34-42).

В отопительный период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик применил порядок расчета услуги «центральное отопление», выставляемой к оплате в платежных извещениях (квитанциях), не предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации (л.д.54-64).

В частности, проведенной истцом проверкой и административным расследованием, установлено, что ответчик при расчете размера платы за коммунальную услугу «центральное отопление» в обслуживаемых им многоквартирных домах применял вышеуказанную формулу 9, что противоречит действующему законодательству.

Примером неверного порядка расчета услуги "центральное отопление" может служить платежный документ за ДД.ММ.ГГГГ., выставленный Крутякову Е.Ф., проживающему по адресу: <адрес>.

Так, по сведениям ООО УК "Жилкомплекс":

- объем (количество) коммунального ресурса (отопления), фактически потребленный за ДД.ММ.ГГГГ г., определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме по <адрес> составил (Vd) в рублях - 98121,49.

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (отопления), потребленный за ДД.ММ.ГГГГ. в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме по <адрес> составил (Vnp) в рублях - 0.

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (отопления), потребленный за ДД.ММ.ГГГГ. в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определенный исходя из нормативов в многоквартирном доме по <адрес> составил (Vnn) в рублях – 213562,90.

(Vi) - общая площадь <адрес> - 43,70 кв.м.

( ) - тариф на коммунальный ресурс (центральное отопление) установлен - 35,14

Принимая во внимание вышеперечисленные показатели, ООО Управляющая организация "Жилкомплекс" по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг граждан утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) произвел следующий порядок расчета платы за оказанную услугу "центральное отопление".

При расчете за отопление ответчик тариф умножает на площадь квартиры и на коэффициент по дому (35,14 х 43,70 х 0,4595).

В результате потребители коммунальных услуг по вине ООО «УК «Жилкомплекс» получали недостоверную информацию об оказываемых ответчиком коммунальных услугах, что противоречит положениям Закона РФ «О защите прав потребителей». Данные обстоятельства нашли свое подтверждение (л.д.24-33, 43-53) и ответчиком фактически не оспаривались, что подтверждается письменным отзывом на иск.

Доказательств того, по всем многоквартирным домам, обслуживаемым ООО «УК «Жилкомплекс», в том числе и упоминаемым в исковом заявлении, нарушения устранены, ответчик суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил, доказательства истца не опроверг.

Таким образом, ответчик совершил противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации о цене услуги «центральное отопление», выставляемой к оплате в платежных извещениях (квитанциях) в отопительный период с октября 2011 г. по январь 2012 г., применив порядок расчета, не предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации. Следовательно, исковые требования Роспотребнадзора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку действия ООО «УК «Жилкомплекс» противоправны по отношению к неопределенному кругу потребителей, суд считает необходимым обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести настоящее решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей г. Саратова.

Поскольку в суд обратилась организация, освобожденная в силу закона от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 4000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» о защите прав потребителей, - удовлетворить.

Прекратить противоправные действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации о цене услуги «центральное отопление», выставляемой к оплате в платежных извещениях (квитанциях) в отопительный период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., применив порядок расчета, не предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» довести до сведения потребителей г. Саратова достоверную информацию о цене услуги «центральное отопление», а именно о сумме, подлежащей к оплате в платежных извещениях (квитанциях) за ДД.ММ.ГГГГ г. - ДД.ММ.ГГГГ г., применив порядок расчета за данную коммунальную услугу, предусмотренную Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354).

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» довести до сведения потребителей решение суда в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилкомплекс» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

    Судья                                    Д.В. Ульянкин