Исковые требования о признании незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты на строительство жилого помещения удовлетворены



Дело № 2-3023/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2012 года                                г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Судоплатова А.В.,

при секретаре Горецкой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Т.М.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-е лицо: Министерство финансов Саратовской области о признании незаконным отказ в представлении социальной выплаты на строительство жилого помещения,

установил:

Пугачевский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Т.М.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказ в представлении социальной выплаты на строительство жилого помещения. Доводы исковых требований прокурор обосновывает тем, что Т.М.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области *** от 14.12.1999 г. Т.М.В. гарантировано предоставление жилого помещения после окончания учебы в ПУ *** ***. В период с 16.09.1994 г. по 18.09.1998 г. Т.М.В. находилась на полном государственном обеспечении и обучалась в ГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат ***», с 1998 по 2000 г.г. в ГОУ НПО «Профессиональное училище №***» ***. Какого-либо закрепленного жилого помещения Т.М.В. не имела и по достижении 23 лет не реализовала в установленном порядке право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма. Решением ответчика от 28.08.2008 г. *** Т.М.В. признана нуждающейся в получении социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жилым помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и поставлена на соответствующий учет, но в период действия указанной программы не получила указанную выплату по причине недостаточности финансирования программы. Вместе с тем до настоящего времени Т.М.В. гарантированное жилье не предоставлено, в том числе путем социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 г.г.». 20.03.2012 г. Т.М.В. повторно обратилась к ответчику о предоставлении ей безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилого помещения, однако в указной выплате было отказано. В своем письме первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.03.2012 г. указал, что Т.М.В. предоставлено жилое помещение по договору социального найма *** от 21.09.2011 г. Кроме того, отказ в предоставлении выплаты мотивирован тем, что в представленных истцом документах отсутствовали данные о ее нахождении на полном обеспечении с 1998 г. Анализируя нормы ЖК РФ, СК РФ, Федерального закона РФ от 21.12.1995 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Саратовской области №150-ЗСО от 02.08.2007 г. и №39-ЗСО от 28.04.2005 г., Постановления Правительства Саратовской области №168-П от 14.05.2005 г. прокурор считает, что Тарасова М.В. нуждается в обеспечении жильем, в том числе путем предоставления безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилого помещения. Истец имеет в настоящий момент по договору социального найма комнату общежитии на семью из двух человек площадью 12,8 кв.м., что меньше учетной нормы в 14 кв.м. на одного человека, а факт ее нахождения на государственном обеспечении подтвержден сведениями об обучении в ПУ *** ***. В иске указывается, что Т.М.В. из-за отсутствия денежных средств не имеет возможности получить юридическую помощь, относится к категории лиц, требующей социальной поддержки, поэтому прокурор обратился в суд с иском в ее интересах и просил признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в предоставлении Т.М.В. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 г.г.». Кроме того, просил обязать ответчика произвести Т.М.В. социальную выплату на строительство жилого помещения.

В судебное заседание представитель Пугачевской прокуратуры Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Истец Т.М.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки представителя суду неизвестно, письменных возражений от ответчика в суд не поступало.

3-е лицо - Министерство финансов Саратовской области в суд не явился.

Принимая во внимание, что ответчик не просил об отложении дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие, суд, с учетом мнения помощника прокурора, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела с применением ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство.

В соответствии с требованиями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Пункт 24 части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Таким образом, регулирование отношений по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предметом совместного ведения Российской Федерации и Саратовской области и осуществляется законами и иными нормативными актами Саратовской области, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28.04.2005 г. №39-ЗСО (в редакции закона Саратовской области от 29.03.2010 г. №50-ЗСО) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном соответствующим законом области, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области. Порядок предоставления социальных выплат устанавливается Правительством области.

В судебном заседании установлено, что Т.М.В., *** года рождения, уроженка ***, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении, а также копией свидетельства о смерти и копией решения суда от 29.04.1985 г. В настоящий момент истец проживает на условиях договора социального найма в комнате общежития с составом семьи из 2-х человек площадью 12,8 кв.м., что меньше учетной нормы в 14 кв.м. на одного человека. Какого-либо иного жилого помещения согласно выписке из ЕГРИП на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.04.2012 г. и данных ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» от 17.04.2012 г. у нее нет и до настоящего времени не приобретено. Факт нахождения ее на государственном обеспечении подтвержден справкой от ГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат 8 вида *** с 1994 г. по 1998 г., а также сведениями об обучении в ПУ *** *** с 1998 г. по 2000 г.

Кроме того, судом установлено и ответчиком не оспаривается право Т.М.В. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В своем письме от 01.09.2008 г. *** ответчик признал Т.М.В. нуждающейся в предоставлении безвозмездной финансовой помощи по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей» и сообщил о постановке ее с 30.07.2008 г. на жилищный учет по Пугачевскому муниципальному района под номером №17.

Анализ изложенного дает основания для вывода о том, что Т.М.В. в настоящее время нуждается в обеспечении жильем, в том числе путем предоставления безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы».

Следовательно, иск прокурора подданный в интересах Т.М.В. подлежит удовлетворению, а отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.03.2012 г. в предоставлении Т.М.В. социальной выплаты нельзя считать законным.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 233 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в предоставлении Т.М.В., *** года рождения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы».

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области произвести Т.М.В., *** года рождения, социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья                    .            А.В. Судоплатов