Дело № 2-3167/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2012 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратов в составе
председательствующего судьи Сисиной Н.В.,
при секретаре Трошиной А.В.,
при участии:
представителя ситцы Сазоновой В.В. на основании доверенности – Амировой Н.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» на основании доверенности – Степанова А.А.,
представителя третьего лица: комитета по Архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» на основании доверенности – Животикова А.О.,
представителя третьего лица: ЗАО «ХХХ» на основании доверенности – Коткова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Сазоновой В.В. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица: закрытое акционерное общество «ХХХ», Комитет по архитектуре администрации МО «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», о признании незаконным в части постановления, понуждении к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
установил:
Сазонова В.В. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным пункт 6 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № ... об отказе истице в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м.м общей площади» земельного участка площадью 16 кв.м. из земель населенных пунктов, кадастровый номер № ..., Расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Сазоновой В.В. на праве собственности. Также просила обязать администрацию МО «Город Саратов» предоставить истице разрешение на условно разрешенный вид использования «отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м. общей площади» земельного участка, площадью 16 кв.м. из земель населенных пунктов, кадастровый номер № ..., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего истице на праве собственности.
При этом истица ссылается на следующие обстоятельства.
Сазонова В.В. является собственницей здания – гаража с назначением: нежилое здание, общей площадью 11,2 кв.м., инв. № ..., литер Г, расположенное по адресу: <адрес>. Данный гараж расположен на земельном участке категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гаражей и автостоянок (индивидуальный гараж), площадью 16 кв.м. по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит также истице на праве собственности.
Истица, желая изменить разрешенный вид использования своего земельного участка с «для размещения гаражей и автостоянок (индивидуальный гараж)» на «отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м.м общей площади» обратилась в Администрацию города Саратова с соответствующим заявлением.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации муниципального образования «Город Саратов» вынесено Постановление № ... «О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков». Согласно п. 6 Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № ... истице было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м. общей площади» земельного участка, собственником которого истица является. Основанием для отказа явилось то, что на смежном земельном участке расположена трансформаторная подстанция. Глава администрации пришел к выводу о том, что предоставление данного разрешения нарушает СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части несоблюдения разрыва от трансформаторных подстанций до общественных зданий (10м).
Сазонова В.В. полагает, что отказ ответчика в изменении разрешенного вида использования земельного участка нарушает права истицы как владельца земельного участка, поскольку гараж, находящийся на спорном земельном участке расположен с 1961 года, предполагаемая перепланировка здания не затронет конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания. Также истица, по согласованию с ЗАО «ХХХ» своим гарантийным письмом от 2009 года взяла на себя обязательство соблюдать нормы и требования Правил охраны электрических сетей напряжением 1000 вольт и до настоящего времени свои обязательства исполняет в полном объеме. Данные обстоятельства, по мнению истицы, свидетельствуют о том, что изменение разрешенного вида использования не нарушит СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в связи с чем, действия администрации по отказу ей в изменении разрешенного вида земельного участка нарушает ее права. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истицы в суд с настоящим иском.
В судебное заседание Сазонова В.В. не явилась, извещена надлежащим образом, со слов представителя просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представительница Сазоновой В.В. на основании доверенности – Амирова Н.Ю. требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» - Степанов А.А. в судебном заседании возражал относительно требований истца по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск (л.д. 68-71).
Представитель третьего лица - Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - Животиков А.О. в судебном заседании возражал относительно требований истицы, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - ЗАО «ХХХ» Котков Р.Н. в судебном заседании возражений относительно требований истицы не высказал.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Сазонова В.В. является собственницей здания – гаража с назначением: нежилое здание, общей площадью 11,2 кв.м., инв. № ..., литер Г, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д.9) Данный гараж расположен на земельном участке категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гаражей и автостоянок (индивидуальный гараж), площадью 16 кв.м. по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит также истице на праве собственности и зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 10).
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц являются одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица,
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Истица, желая изменить разрешенный вид использования своего земельного участка с «для размещения гаражей и автостоянок (индивидуальный гараж)» на «отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м.м общей площади» обратилась в Администрацию города Саратова с соответствующим заявлением.
Оспариваемым ненормативным актом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в изменении вида разрешенного использования данного земельного участка, учитывая решение, принятое по результатам публичных слушаний, а также руководствуясь нормами СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части несоблюдения разрыва от трансформаторных подстанций до общественных зданий (10м) (л.д. 13-15).
Основанием к отказу послужило то, что на смежном земельном участке расположена трансформаторная подстанция, т.к. предоставление данного разрешения нарушит положения СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённого приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 820, в части несоблюдения разрыва от трансформаторных подстанций до общественных зданий (10 м).
Согласно гарантийного письма Сазоновой в адрес ЗАО «ХХХ» в границах отвода земельного участка Сазоновой находится охранная зона трансформаторной подстанции № ... (л.д.11).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым значением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в том числе:
- осуществление строительства на основе документов территориального
санирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке
территории;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
- возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса РФ, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются и муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. Действие Градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ в муниципальном образовании «Город Саратов» введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Пунктом 3.7. Правил предусмотрено, что для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования «Город Саратов», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам. Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости включает (п.3.8. Правил):
основные виды разрешенного использования недвижимости, которые, при условии соблюдения технических регламентов не могут быть запрещены;
условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования проводимого в том числе с применением процедур публичных слушаний;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного
использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые
совместно с ними.
Границы территориальных зон отражены на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» (часть II, п. 37 Правил). В Таблице 5.1 п. 42 Правил перечислены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей необходимость подачи заинтересованным лицом соответствующего заявления, проведения публичных слушаний, по результатам которых органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Сторонами не оспаривается, что по результатам рассмотрения заявления Сазоновой В.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка было принято оспариваемое постановление.
В соответствии со Сводом правил СП 42.13330.201 ГСНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских м сельских поселений" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N820), а & также Постановления Правительства Саратовской области от 14.06.2007 N 230-П (ред. от 01.04.2009) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области" при размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 10 (6)-20 кВ при числе трансформаторов не более двух мощностью каждого до 1000 кВА расстояние от них до окон жилых домов и общественных зданий следует принимать с учетом допустимых уровней шума и вибрации, но не менее 10 м, а до зданий лечебно-профилактических учреждений - не менее 15 м. (п. 12.26).
Ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 N 52-Ф "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также предусматривает, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) представляет собой специальную территорию с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что размещение на данной территории объекта торговли невозможно, так как не выполняется противопожарный разрыв от трансформаторной подстанции до здания (10 м), что не соответствует СНиП "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Таким образом, суд, руководствуясь нормами действующего земельного, градостроительного законодательства, а также Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", признает, что в случае изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка будут нарушены основополагающие принципы, предполагающие сочетание интересов общества и отдельных граждан и обеспечение населению благоприятной обстановки. В связи с чем, отказывает истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кроме того, соответствии со ст. 256 ГПК РФ, заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку оспариваемое постановление было принято ДД.ММ.ГГГГ, получено представителем истца ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90), то установленный ст. 256 ГПК РФ 3-х месячный срок на обжалование истицей пропущен. Доказательства уважительности пропуска указанного срока Сазоновой В.В. суду не представлено, в связи с чем, он не может быть восстановлен.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Следовательно, истечение срока исковой давности является дополнительным основанием для отказа истице в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Сазоновой В.В. – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (13 августа 2012г.) через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Н.В. Сисина