Дело №2-3661/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2012 года г.Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Невзоровой Н.В.
при секретаре Михайловой Е.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области Алексеева А.А.,
представителя ответчика Финаевой Я.В. и представителя 3-его лица Виноградовой В.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, третье лицо - казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» о понуждении к совершению действий,
установил:
Заместитель прокурора обратился с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что на автодороге регионального значения Кранный Кут-Дьяковка-Лепехинка, автоподъезде к с.Таловка имеются множественные повреждения дорожного полотна, что было установлено в ходе осмотра инспектором ОГИБДД Краснокутского района Саратовской области: на всем протяжении дороги образовались трещины, просадки, ямки, состояние проезжей части неудовлетворительное, отсутствуют дорожные знаки в количестве 25 штук. Ответственным за содержание автодороги является ответчик, а их обслуживание осуществляет Казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог». Так как отсутствие надлежащего состояния дорожного полотна приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения, возникновению аварийных ситуаций на дорогах и увеличению риска причинения гражданам вреда жизни и здоровью, просит обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области привести дорожное полотно дороги автоподъезда к селу Таловка от автодороги Красный-Кут-Лепехинка Краснокутского муниципального района Саратовской области в соответствие с ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании помощник прокурора Алексеев А.Н. иск поддержала, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика Финаева Я.В. иск не признала и пояснила, что не оспаривает факт осуществления Министерством функций государственного заказчика в отношении данной автодороги, однако считает, что данная дорога не нуждается в приведении ее в соответствие с ГОСТом, а требует обычного ремонта. Кроме того, Министерством заключен контракт с казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог», по условиям которого данное предприятие производит осмотр дорог с целью выявления необходимых работ по их содержанию и ремонту, составляет примерную смету с указанием необходимого количества денежных средств для ремонта и содержания каждой дороги. Денежные средства на содержание и ремонт автодорог ежегодно утверждаются бюджетом Саратовской области. Деньги выделяются всегда в меньшем размере, чем требуется. С учетом выделенных средств с учетом интенсивности движения, значимости дороги они определяют расход денежных средств на определенные автодороги. В соответствии с ч.2 ст.72 БК РФ можно заключать и оплачивать государственные контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств. Вследствие чего Министерство не может заключить государственный контракт путем проведения торгов за пределами выделенных бюджетом денежных средств. Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2012 г од» на ремонт указанного участка дороги финансирование не предусмотрено, соответственно и заключить государственный контракт на выполнение работ по ремонту дороги не представляется возможным, поэтому просит прокурору Краснокутского района в иске отказать.
Представитель третьего лица - Казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» Виноградова В.Г. также высказалась против удовлетворения иска, пояснив, что осмотр автодорог казенным предприятием осуществляет постоянно, все имеющиеся недостатки фиксируются, рассчитываются необходимые средства для их устранения. Все эти данные передаются ответчику, который и определяет с учетом выделенных из бюджета денежных средств необходимые работы в отношении конкретных автодорог. Денег всегда выделяется намного меньше, а содержание автодорог осуществляется постоянно в пределах выделенных средств. Дорога к с.Таловка является автодорогой 4-й технической категории, эксплуатационной группы «В» с интенсивностью движения менее 1 000 автомобилей в сутки, а в первую очередь выделяются денежные средства на ремонт дорог с большей интенсивностью движения, прежде всего подъезды к школам и медицинским учреждениям. В 2012 г. финансирование работ по выполнению ремонта дороги «автоподъезд к с.Кирово (Таловка)» в Краснокутском районе Саратовской области не предусмотрено, поэтому государственный контракт на выполнение на выполнение работ по ее ремонту не может быть заключен, а сами работы не могут быть выполнены.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, пришел к убеждению, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2010 N 87-П "Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса" казенное предприятие Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог" является единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог".
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 540-П "Вопросы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области" утверждено Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в соответствии с п.п.1, 2 которого Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области, которое, в силу пунктов 3, 4 данного Положения осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и является правопреемником Министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области и комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области.
В соответствии с п.1.4 Устава казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» Министерство, в силу указанных выше положений, является учредителем данного предприятия.
Согласно п.9 вышеуказанного Положения основными задачами Министерства являются: - разработка и осуществление мероприятий в транспортном комплексе области, направленных на удовлетворение нужд области, населения и экономики в качественных и безопасных перевозках грузов и пассажиров; - организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории области, … в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; - осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области; - обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства; - организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; - заключение в соответствии с законодательством контрактов (договоров) на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка;
В соответствии с п.10 Положения о Министерстве основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются: -обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области; - осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области; -осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; - осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог; - проведение комплексного анализа и определение тенденции развития дорожного комплекса области, проведение обоснований и расчетов по объемам финансирования; - утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов; -внесение в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти предложений по вопросам, относящимся к транспортному и дорожному комплексам области, участие в установленном порядке в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы транспортного и дорожного комплексов области, в органах законодательной и исполнительной власти; - осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по транспортному и дорожному комплексам области при разработке проекта областного бюджета области на очередной финансовый год; -
анализ, обоснование и определение потребности в финансовых средствах, в материальных и трудовых ресурсах по реализации целевых программ, связанных с деятельностью транспортного и дорожного комплексов области; - анализ состояния, разработка и реализация мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу п.11 вышеуказанного Положения для обеспечения выполнения вышеуказанных задач имеет право: - осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных контрактов (договоров);
Из указанных выше норм права следует, что Министерство является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает разработанные казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Судом установлено и никем не оспаривалось, что автодорога к с.Кирово (Таловка) протяженностью 17,5 км относится к региональным дорогам.
Судом установлено, что данная автодорога имеет множественные повреждения в виде ям, выбоин и трещин на всем своем протяжении, что подтверждается актом от ..., составленным инспектором ОГИБДД Краснокутского ОВД ... Х.Е.В. (л.д.10), а также актом осмотра автомобильной дороги от ..., составленным казенным предприятием «Дирекция автомобильных дорог».
Несмотря на то, что при проведении инспектором ОГИБДД осмотра автодороги и составлении акта представитель ответчика не участвовал, данный акт составлен в пределах компетенции, предоставленной ему Приказом МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525) "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в целях повышения эффективности контроля со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения, утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ в соответствии с которым по результатам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, дорожных сооружений, отделения ГИБДД отделов внутренних дел городов и районов фиксируются в Акте проверки и готовятся предписания в случае выявления ненадлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
При этом, в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных на территории Краснокутского муниципального района Саратовской области, утвержденном постановлением правительства Саратовской области от 6.05.2011 г. №175-П (в ред. от 30.06.2010 г.), автодорога, являющаяся предметом спора, указана, как автоподъезд к с.Кирово, а не с.Таловка, как указано в иске прокурора. На карте данный участок также указан как автоподъезд к с.Кирово. Однако, согласно архивной справке Исполнительного комитета Кировского сельского Совета Краснокутского района Саратовской области село Кирово и село Таловка – это один и тот же населенный пункт.
Таким образом, акт от ..., составленный сотрудником ОГИБДД и акт от ..., представленный казенным предприятием ... «Дирекция автомобильных дорог», в отношении автоподъезда к ... протяженностью 17,5 км. фактически является автоподъездом к ....
В соответствии с п.3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п.3.1.2 данного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В ходе рассмотрения дела фактически никем не оспаривалось, что вышеназванная автодорога нуждается в ремонте, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям ГОСТа.
Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (ред. от 06.08.2008) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" определены составы работ, входящие в капитальный ремонт автодорог (п.9-10), ремонт автодорог (п.11), содержание автомобильных дорог (п.12-13).
Никем не оспаривалось, что на момент проверки Министерством не был заключен государственный контракт на ремонт спорной автодороги. Ответчик ссылается на не выделение денежных средств в бюджете на эти цели, что также никем не оспаривалось.
Согласно ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств…
Однако данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от осуществления возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Представителями ответчика и третьего лица не отрицалось, что возможно внесение изменений в бюджет на основании действующего законодательства по представлению Правительства Саратовской области, вследствие чего, мероприятия по организации приведения автодороги в соответствие с ГОСТом (составление сметы, объема работ, решение вопроса о выделении денежных средств или распределении выделенных из бюджета денежных средств, заключение государственного контракта на выполнение ремонтных работ, контроль за его исполнением и т.п.) не препятствует ответчику выйти с предложением об увеличении бюджетного финансирования, а, соответственно, оснований для отказа в удовлетворении требований истца из-за отсутствия финансирования.
Оценив все доказательства в совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. Доводы участников в остальной части судом не оцениваются, поскольку не могут повлиять на выводы суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск заместителя прокурора Краснокутского района Саратовской области удовлетворить.
обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области произвести ремонт дороги автоподъезда от автодороги Красный Крут-Дьяковка-Лепехинка до с.Таловка (с.Кирово) Краснокутского района Саратовской области, приведя его в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его в полной форме – 27.07.2012 г. в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья: /подпись/ Н.В.Невзорова
Копия определения верна.
Судья: Н.В.Невзорова
Секретарь: Е.А.Михайлова