Дело № 2-4039/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2012 г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Невзоровой Н.В.
при секретаре Михайловой Е.А.,
с участие старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Фокина Р.К. и Корнева Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Корнева Д.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства ..., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Министерство финансов ..., о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
установил:
прокурор ... обратился в суд с указанным иском к ответчику в интересах Корнева Д.В., мотивируя свои требования тем, что последний имеет статус лица из категории оставшихся без попечения родителей, решением уполномоченного органа принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, является выпускником 2009 г. МОУ «СОШ ...» ..., однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в г. ...ю не менее 30 кв.м.
Ответчик - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... и третье лицо - Министерство финансов ..., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, письменных возражений по иску не представили.
В связи с надлежащим извещением сторон, но их неявкой в суд без уважительных причин, суд принял решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора ... Фокин Р.К. и Корнев Д.В. поддержали заявленные исковые требования, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске, который просили удовлетворить.
Выслушав мнение явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ... №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что Корнев Д.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 25), копией справки о рождении Корнева Д.В. (л.д. 12), копией заочного решения Лысогорского районного суда ... от ... (л.д. 26-27), копией постановления администрации ... ... от ... о направлении в Дом ребенка (л.д. 23), копией постановления администрации ... и ... ... от ... об учреждении опеки (л.д. 22), является выпускником 2009 г. МОУ «СОШ ...» (л.д. 18-19).
На основании распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... ...-Р от ... Корнев Д.В., ... г.рождения поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда ... (л.д. 13).
Согласно справке МУП «ГБТИ» (л.д. 30), уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (л.д. 17), сведения о наличии в собственности у Корнева Д.В. недвижимого имущества отсутствуют.
Корнев Д.В. зарегистрирован и проживает в квартире опекунов, что подтверждается копией справки ООО «Кедр-2000» (л.д. 14), копией паспорта (л.д. 15-16), копией адресной справки (л.д. 31), копией ордера (л.д. 34-35).
В соответствии с ч. 3 ст. ... «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ...» право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено, что сторонами не оспаривается право Корнева Д.В. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у него предусмотренного ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» права на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как устанавливается ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. ... «О предоставлении жилых помещений в ...» от ... N 39-ЗСО (в редакции от ...), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 30 кв. метров общей площади.
В соответствии с п.6 ст.... ...-ЗСО от ..., местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест, а именно по местонахождению закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания; по месту первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение; по месту регистрации их рождения в пределах территории области; по месту последнего проживания на территории области.
Установлено, что местом регистрации и фактического проживания Корнева Д.В. является ... (л.д. 14, 15-16), следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено в границах ....
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что право Корнева Д.В. на жилое помещение обусловлено его социальным статусом. В связи с этим именно он, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Нормы названных выше законов направлены на оказание целевой государственной поддержки именно определенных категорий социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В соответствие со ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных расходов и источников покрытия дефицита субъекта РФ. Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, жилой площадью по социальным нормам возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора ... в интересах Корнева Д.В. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... предоставить Корневу Д.В., ... г.рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах ... общей площадью не менее 30 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца после изготовления его в полной форме – ... путем подачи жалобы через Кировский районный суд ....
Судья Н.В. Невзорова