Дело № 2-4549/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2012 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Судоплатова А.В.,
при секретаре Горецкой Е.С.,
с участием помощника прокурора г. Саратова Пирожниковой Н.А.,
представителя ответчика Евсеевой М.Л., представителя третьего лица Метлиной Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саратова в интересах Щекотихина А.С., Щекотихиной О.Н. к министерству социального развития Саратовской области, третье лицо комитет социальной защиты населения г. Саратова, о признании незаконным бездействия и взыскании невыплаченной части компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации,
установил:
Прокурор обратился с иском в интересах Щекотихина А.С., Щекотихиной О.Н, в обоснование которого ссылается на то, прокуратурой города Саратова проведена проверка по обращению Щекотихиной О.Н. о нарушении прав ее сына, являющегося ребенком-инвалидом, на социальную защиту в части выплаты компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом. В ходе проверки установлено, что Щекотихин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ филиалом бюро № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, согласно которой ребенок нуждается в техническом средстве реабилитации – телефонном устройстве с текстовым выходом. В соответствии с данной программой реабилитации ДД.ММ.ГГГГ заявителем самостоятельно было приобретено телефонное устройство с текстовым выходом стоимостью 11990 рублей. Щекотихина О.Н. обратилась в комитет социальной защиты населения г. Саратова с заявлением о компенсации стоимости средства реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом. Однако на основании решения о выплате компенсации от ДД.ММ.ГГГГ № ей была назначена компенсация в размере 3220 рублей. Исходя из действующего законодательства, прокурор полагает, что Щекотихин А.С. имеет право на выплату компенсации за приобретенное за свой счет техническое средство реабилитации в полном объеме, в связи с чем просит признать незаконным бездействие министерства социального развития Саратовской области, выразившееся в невыплате Щекотихину А.С. части компенсации за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом в сумме 8770 рублей за счет средств федерального бюджета, и взыскать с министерства социального развития Саратовской области в пользу Щекотихина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, невыплаченную часть компенсации за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом в сумме 8770 рублей за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Пирожникова Н.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, просила иск удовлетворить.
Истца Щекотихин А.С. и Щекотихина О.Н. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Евсеева М.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что компенсация была выплачена Щекотихину А.С. в соответствии с контрактом №34 от 31.03.2010г. в размере 3220 рублей, свои обязательства министерство социального развития Саратовской области выполнило, оснований для признания незаконным бездействия министерства социального развития Саратовской области не имеется, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица по доверенности Метлина Л.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что сумма компенсации была выплачена Щекотихину А.С. своевременно. При этом аппарат, приобретенный истцом, является смартфоном и к средствам реабилитации не относится. Выплата Щекотихиной О.Н. компенсации за приобретенный товар размере 11990 рублей неизбежно приведет к неравенству прав по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, которые обеспечивались гарантированными государством телефонными устройствами стоимостью 3220 рублей по сравнению с инвалидами, приобретающими дорогостоящие смартфоны, с дополнительными функциями, не предусмотренными индивидуальными программами реабилитации, в связи с чем просила в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что Щекотихин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Щекотихина А.С., согласно которой ребенок нуждается в техническом средстве реабилитации – телефонном устройстве с текстовым выходом, что сторонами не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ Щекотихиной О.Н. было приобретено телефонное устройство с текстовым выходом <данные изъяты>, стоимостью 11990 рублей, что подтверждается копией кассового и товарного чека (л.д. 8-9).
Как следует из решения о выплате компенсации инвалиду (ветерану) за самостоятельно приобретенные средства реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), Щекотихина О.Н. обратилась в комитет социальной защиты населения г. Саратова с документами о компенсации стоимости средства реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом. Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области вынес решение о наличии оснований для назначения ребенку-инвалиду Щекотихину А.С. компенсации за самостоятельно приобретенное телефонное устройство с текстовым выходом <данные изъяты> в количестве 1 шт. в размере 3220 руб. Данные обстоятельства также сторонами не оспаривались.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года №181-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 10 указанного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года №2347-р предусмотрено техническое средство реабилитации в виде телефонных устройств с текстовым выходом.
Как следует из ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года №181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п.п. «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (пункт 6 Правил).
В соответствии с пункту 7 Правил (действующему на момент возникновения спорных правоотношений) в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы
Из анализа действующего на момент возникновения спорных отношений законодательства следует, что инвалид имеет право выбора при обеспечении средствами реабилитации: получить техническое средство реабилитации или приобрести самостоятельно с выплатой его стоимости в виде компенсации. При разрешении вопроса о выплате компенсации значимым обстоятельством является приобретение инвалидом средства реабилитации, которое бы соответствовало техническому средству, указанному в индивидуальной программе реабилитации и соответствующему перечню.
Указанными выше актами предусмотрено обеспечение инвалида телефонным устройством с текстовым выходом.
Согласно техническим характеристикам аппарата <данные изъяты> следует, что данный аппарат является мультимедийным смартфоном. Аппарат оснащен камерой с автофокусом, оптикой, вспышкой, цифровым зумом. С помощью специального кабеля телефон может транслировать видео на другие устройства.
Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ смартфон не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года №2347-р.
Отсюда следует, что действующим законодательством не предусмотрено наличие у телефонного устройства дополнительных функций, кроме тех, которые указаны в перечне (только текстовый выход). Поэтому любое другое техническое средство, содержащее дополнительные функции, кроме телефона, не может расцениваться как телефонное устройство, указанное в Федеральном перечне, в том числе техническое средство реабилитации с функцией компьютера с текстовым выходом.
Наличие не только функций телефона, но других функций, в техническом устройстве, приобретенным истцом, имеет существенное значение, поскольку свидетельствует о приобретении инвалидом иного технического средства, чем указано в индивидуальной программе реабилитации и Федеральном перечне. Приобретенное истцом телефонное устройство в соответствии с представленными в дело документами по своему типу фактически является карманным персональным компьютером, дополненным функцией мобильного телефона.
Согласно договору на поставку товара № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28) Федеральное государственное унитарное предприятие «Саратовское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития РФ обязуется поставить для обеспечения инвалидов технические устройства реабилитации – телефонные устройства с текстовым выходом <данные изъяты> в количестве 31 шт. по цене 3220 руб. за 1 шт.
Наличие заключенного договора позволяет определить размер компенсации, подлежащей выплате истцу, в связи с тем, что им приобретено техническое средство с функциями в большем объеме, чем предусмотрено индивидуальной программой реабилитации.
Компенсация в сумме 3220 руб. не нарушается права истца на обеспечение за счет государства техническим средством реабилитации, поскольку в ином размере компенсацию определить невозможно по причине приобретения истцом не телефонного устройства с текстовым выходом, а карманного персонального компьютера, дополненного функцией мобильного телефона.
При таких обстоятельствах суд, оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Саратова в интересах Щекотихина А.С., Щекотихиной О.Н. к министерству социального развития Саратовской области, третье лицо комитет социальной защиты населения г. Саратова, о признании незаконным бездействия и взыскании невыплаченной части компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Саратова в интересах Щекотихина А.С., Щекотихиной О.Н. к министерству социального развития Саратовской области, третье лицо комитет социальной защиты населения г. Саратова, о признании незаконным бездействия и взыскании невыплаченной части компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья А.В. Судоплатов