Дело № 2-4986\2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2012 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи
Куницыной М.А.
При секретаре Дубовицкой С.А.
С участием представителя истца Козырской Е.В., представителя ответчика Метлиной Л.Ф., представителя третьего лица Пилипенко И.В., помощника прокурора Кировского района г.Саратова Симшиной Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Спиридонова С.П. к Комитету социальной защиты населения города Саратова (КСЗН г.Саратова), третьи лица Министерство социального развития Саратовской области, Федеральная служба по труду и занятости, о возмещении вреда здоровью,
Установил:
Спиридонов С.П. обратился с иском, указав, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 28.09.1993 года был признан инвалидом 3 группы, 24.06.1997 года признан инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 100 процентов. Решением Кировского районного суда г.Саратова от 01.10.2002 года ему был установлен ежемесячный размер возмещения вреда здоровью в размере 11075.86 руб. В основу был положен средний заработок за 12 месяцев до прекращения работы на Чернобыльской АЭС. Среднемесячная заработная плата составила 3158.82 руб. по состоянию на 02.03.1996 года. При этом суммы заработка были определены в соответствии с Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве». Применялись установленные коэффициенты, впоследствии была произведена индексация в соответствии с ростом прожиточного минимума, с применением коэффициентов роста инфляции, установленных на основании Законов «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год. 09.12.2010 года принят ФЗ № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в связи с чем возник иной порядок исчисления сумм возмещения вреда. Поэтому с января 2011 года в силу ст.2 данного закона он имел право на произведение перерасчета суммы возмещения вреда здоровью в соответствии с формулой, определенной ч.10 ст.12 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом базовый средний месячный заработок истца по состоянию на 1986 г. составит 1019.38 руб. В дальнейшем путем умножения данного заработка не коэффициенты роста МРОТ, размер возмещения вреда с учетом применения установленной индексации составит с 1.10.2012 года 65328.09 руб. А потому просит признать за ним право на получение компенсации в указанном размере, обязав КСЗН назначить к выплате ежемесячно данную сумму.
В судебном заседании истец не присутствовал.
Представитель истца иск поддержала, дав объяснения, аналогичные его содержанию.
Представитель КСЗН Метлина Л.Ф. полагает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку указанный истцом закон не распространяется на участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, размер возмещения данным лицам определяется отдельным законом. Кроме того, средний заработок, из которого было определено возмещение истцу, был уже определен решением суда от 01.10.2002 года, данное решение имеет преюдициальное значение по настоящему делу. В настоящее время размер возмещения индексируется истцу в соответствии с индексами инфляции в соответствии с ФЗ о бюджете на соответствующий финансовый год.
Представитель министерства социального развития Саратовской области поддержал доводы Метлиной Л.Ф.
Иные участники процесса в судебном заседании не присутствовали.
Суд, выслушав объяснения сторон, мнение прокурора, полагавшей иск обоснованным, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и никем не оспаривалось, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получает ежемесячно возмещение вреда здоровью в настоящее время в размере 35913.21 руб.
Судом установлено, что решением Кировского районного суда г.Саратова от 01.10.2002 года был установлен размер среднемесячного заработка в размере 3158.82 руб., из которого в дальнейшем и рассчитан среднемесячный размер возмещения вреда здоровью (л.д.8-9).
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ст.318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, по договору пожизненного содержания, в других случаях – индексируются с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. А также выплачивается в соответствии с п.4 ч.1 ст.15 данного закона ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
Как указано в п.12 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца.
Указанное положение базового Закона в его историческом истолковании и нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, допускающими возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.
Принимая это во внимание, при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой ст.14 настоящего Закона, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 12 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные за период до 1 мая 2002 года, увеличиваются пропорционально повышению в централизованном порядке в период по 1 мая 2002 года включительно минимального размера оплаты труда.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года).
В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни (часть первая статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в первоначальной редакции).
В силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен.
Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности.
Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П, установленная действующим законодательством ежемесячная периодичность денежных выплат гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, не означает, что данные выплаты относятся к обязательным социальным выплатам в рамках социального обеспечения (статьи 7 и 39 Конституции Российской Федерации).
Денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично-правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.
Вследствие чего положения ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", на которые истец ссылается в обоснование своих требований, в данном случае неприменимы.
Решением суда был установлен размер возмещения с определением среднего заработка, из которого данное возмещение было рассчитано. В силу ст.61 ГПК РФ оснований для пересмотра заработка, чего в настоящее время фактически желает истец, заявляя настоящие требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья