Отказано в удовлетворении иска Уразбаевой А.И. к Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о признании отказа в признании нуждающейся в получении социальной выплаты незаконным, признании нуждающимся в получении социальной выплаты



Дело № 2-5028/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2012 г. г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Невзоровой Н.В.

при секретаре Осиповой Д.Д.,

с участием истца Уразбаевой А.И.,

представителя ответчика Сергеева Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Уразбаевой А.И. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Бисеналиев И., о признании отказа в признании нуждающейся в получении социальной выплаты незаконным, признании нуждающимся в получении социальной выплаты и обязании поставить на жилищный учет с даты подачи заявления,

установил:

Уразбаева А.И.. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что ... она подала заявление в Министерство строительства и ЖКХ со всеми необходимыми документами о признании её и членов её семьи нуждающимися в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет в соответствии с ... от ... ...-ЗСО «О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, участвующим в строительстве жилых помещений с привлечением заемных средств». Решением от ... ... ответчиком ей и ее семье в этом было отказано по тому основании, что они зарегистрированы в жилом доме в с....-... общей площадью 88,78 кв.м. и их обеспеченность общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, которая составляет 14 кв.м. Указывая, что она и её несовершеннолетняя дочь, не являются членами семьи отца истца, которому на праве собственности принадлежит данный дом по ..., где они зарегистрированы, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, в связи, с чем отказ ответчика со ссылкой на превышение ею обеспеченности жилой площадью учетной нормы является незаконным, просила суд признать данный отказ незаконным, обязать ответчика признать её нуждающейся в получении социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов на оплату процентов по займу на строительство в соответствии с ... от ... ...-ЗСО «О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, участвующим в строительстве жилых помещений с привлечением заемных средств», и обязать ответчика поставить её на жилищный учет с даты подачи заявления с выдачей справки о расчетной величине займа, исходя из состава семьи два человека, в соответствии с вышеуказанным Законом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, – Бисеналиев И., извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился; с согласия участников процесса, дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании истица Уразбаева А.И. исковые требования поддержала, дав объяснения аналогичные изложенным в иске и в отзыве на возражения на исковое заявление ответчика, дополнительно пояснив, что она длительное время проживает в Саратове, где имеет работу, а по месту ее прописки найти такую работу, чтобы можно было бы обеспечить семью, невозможно, проживает она в съемной квартире без оформления договора аренды и временной регистрации.

Представитель ответчика Сергеев Д.А. иск не признал, дав объяснения аналогичные содержанию поданных им письменных возражений, из которых следует, что по результатам проверки предоставленных истцом документов установлено, что она зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 88,78 кв.м. Общее количество зарегистрированных в данном помещении граждан составляет 4 человека, что выше учетной нормы в 14 кв.м. обеспеченности жилой площадью на одного человека. Собственником указанного жилого помещения является отец истца Бисеналиев И., а истец, в силу положений статьи 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого помещения, поэтому оснований для признания ее нуждающейся в получении социальной выплаты и постановки на учет не имеется, в связи, с чем просил в удовлетворении исковых требований Уразбаевой А.И. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Постановлением ... от ... N 600-П утверждена долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в ..." на 2011 - 2015 годы". Основным разработчиком и государственным заказчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства .... Целью данной программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области. Задачами Программы являются: обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями; создание условий для увеличения объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры; формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных действующим законодательством; развитие финансово-кредитных институтов и механизмов; повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями; совершенствование системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства; снижение административных барьеров в строительстве По каждому направлению Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы

В рамках данной программы запланировано выделение средств из областного бюджета, направляемых, в том числе и на предоставление социальных выплат на возмещение части расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на строительство жилых помещений в соответствии с Законом Саратовской области от 26 октября 2010 г. N 194-ЗСО "О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, участвующим в строительстве жилых помещений с привлечением заемных средств" (далее «Закон»).

Указанным законом устанавливается мера социальной поддержки граждан за счет средств областного бюджета по возмещению части расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на строительство жилых помещений во вновь возводимых многоквартирных домах, строительство индивидуальных жилых домов, приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, разрешение на ввод в эксплуатацию которых было выдано не ранее 1 января 2010 года, приобретение индивидуальных жилых домов, регистрация права собственности на которые была осуществлена в результате строительства (реконструкции) не ранее 1 января 2010 года, в течение трех лет с даты получения соответствующих займов на строительство. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме социальной выплаты на возмещение части расходов на оплату процентов по займам на строительство.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 данного Закона, граждане, проживающие на территории Саратовской области, имеют право на получение социальной выплаты, если они и члены их семей до получения займа на строительство: не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений; являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений и были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не более 14 квадратных метров.

При этом условием предоставления социальной выплаты является совокупность следующих требований:

1) заем на строительство получен в период со дня вступления и силу настоящего Закона по 31 декабря 2013 года включительно гражданами, признанными нуждающимися в получении социальной выплаты и поставленными на учет нуждающихся в получении социальной выплаты (далее - жилищный учет);

2) размер процентов по займу на строительство не превышает ставку рефинансирования (учетную ставку) Банка России, действующую на момент получения займа на строительство, более чем на шесть процентных пунктов;

3) общая площадь строящегося (приобретенного) жилого помещения при получении займа на строительство составляет более 14 квадратных метров на одного члена семьи, состав которой определяется в соответствии с частью 3 статьи 3 настоящего Закона;

4) заем на строительство направлен на цели строительства или приобретения жилого помещения на территории области путем:

участия в долевом строительстве;

уступки права требования юридического лица физическому лицу по договору участия в долевом строительстве, если такое юридическое лицо было первым правообладателем реализуемого жилого помещения;

приобретения жилого помещения в многоквартирном доме, разрешение на ввод в эксплуатацию которого было выдано не ранее 1 января 2010 года, у юридического лица, если такое юридическое лицо было первым собственником реализуемого жилого помещения;

приобретения индивидуального жилого дома, регистрация права собственности на который была осуществлена в результате строительства (реконструкции) не ранее 1 января 2010 года;

внесения паевого взноса в жилищном, жилищно-строительном, жилищном накопительном кооперативах;

непосредственного строительства индивидуального жилого дома;

5) при участии в долевом строительстве (в том числе при уступке права требования) многоквартирного дома срок ввода в эксплуатацию указанного многоквартирного дома по проектной декларации - не позднее 31 декабря 2013 года;

6) при строительстве индивидуального жилого дома - наличие заявления-обязательства гражданина закончить строительство в срок не позднее 31 декабря 2013 года и подтвердить данное обязательство либо регистрацией права собственности на индивидуальный жилой дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области, в срок не позднее 31 декабря 2013 года, либо представлением документа о направлении материалов для государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области, в срок не позднее 31 декабря 2013 года.

4. Социальная выплата не предоставляется, если:

1) не соблюдены условия, установленные частями 2 и 3 настоящей статьи;

2) меры социальной поддержки по возмещению части расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений, установленные настоящим Законом и (или) иными нормативными правовыми актами области, ранее уже предоставлялись.

При этом, граждане для признания их нуждающимися в получении социальной выплаты и постановки на жилищный учет в соответствии с настоящим Законом представляют в орган исполнительной власти области в сфере жилищных отношений пакет документов, перечень которых установлен ч. 1 ст. 2 Закона.

В силу положений части 2.1 ст. 2 Закона, уполномоченный орган, в данном случае ответчик, кроме указанных документов, самостоятельно с согласия граждан (законных представителей недееспособных граждан) и членов их семей запрашивает и приобщает к материалам учетного дела документы органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области, об отсутствии (наличии) недвижимости у данных граждан и членов их семей, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, в случае, если данные изменения произошли после 6 июля 1997 года. Граждане (законные представители недееспособных граждан), члены их семей, не давшие согласие уполномоченному органу запрашивать документы, указанные в настоящей части, представляют их при подаче документов вместе с иными документами, указанными в настоящей статье.

По результатам проверки представленных документов уполномоченный орган принимает решение.

Частью 4 статьи 2 Закона, установлено, что уполномоченный орган отказывает гражданам в признании их нуждающимися в получении социальной выплаты и постановке их на жилищный учет:

1) по основаниям, указанным в части 4 статьи 1 настоящего Закона;

2) если гражданином не представлены документы, указанные в части 1 настоящей статьи;

3) если в представленных гражданином документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и служащие основанием постановки на жилищный учет, а также в случае выявления неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих постановку на жилищный учет, служащих основанием при решении вопроса о постановке на жилищный учет.

В судебном заседании установлено, что ... Уразбаева А.И. обратилась к ответчику со всеми необходимыми документами о признании её и членом её семьи нуждающимися в получении компенсации и постановке на жилищный учет в рамках реализации вышеуказанного Закона, однако, по результатам проведенной проверки предоставленных Уразбаевой А.И. документов, письмом от ... ... Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... было отказано в признании её семьи нуждающейся в получении социальной выплаты и постановки на жилищный учет, со ссылкой на положения ч. 3 и ч. 4 статьи 2 указанного Закона, ввиду обеспечения Уразбаевой А.И. общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, которая составляет 14 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются копией письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... от ... ... (л.д. 12) и собственными объяснениями в судебном заседании Уразбаевой А.И. и представителя ответчика.

Из имеющихся в материалах дело документов видно, что, что, за исключением права истца на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный в районе села ... ..., сведения о наличии у Уразбаевой А.И. и её дочери У.Д.М. в собственности объектов недвижимого имущества не имеется, что подтверждается копиями уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (л.д. 18, 20), копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 19), копиями справок ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» (л.д. 21, 22).

При этом, так же установлено, что Уразбаева А.И. зарегистрирована совместно с дочерью, отцом и братом по адресу: ..., ... ...ёжная, .... Собственником указанного дома, общей площадью 88,78 кв.м., является отец Уразбаевой А.И. – Бисеналиев И.. Данные обстоятельства подтверждаются копией справки Администрации ... ... (л.д. 13), копией свидетельства о рождении Уразбаевой (Бисеналиевой)А.И. (л.д. 14), копией свидетельства о рождении дочери Уразбаевой А.И. – У.Д.М. (л.д. 15), копией свидетельства о расторжении брака (л.д. 16), копией справки о заключении брака ... от ... (л.д. 17). Доказательств обратного сторонами, в силу положений статьи 56 ГПК РФ, суду представлено не было, так же как и доказательств в подтверждение доводов Уразбаевой А.И., что она с дочерью проживает в ..., чем не может служить справка о месте работы истца в организации, юридический адрес которой расположен в ....

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ... N 160-ФЗ) определено какие категории граждан могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из смысла положений ч. 2.1 ст. 2 Закона при установлении нуждаемости в получении социальной выплаты и постановки на жилищный учет в рамках реализации вышеуказанного Закона, учитывается так же и сведения об отсутствии (наличии) недвижимости у данных граждан и членов их семей.

Уразбаева А.И. и её дочь, брат в силу положений статьи 31 ЖК РФ являются членами семьи собственника жилого помещения – Бисеналиева И. и имеют право пользования данным жилым помещением наравне с ним.

Из анализа законодательства в данной сфере следует, что приобретение права на получение социальной выплаты и постановку на жилищный учет обусловлено не только перечнем подаваемых ответчику документов, но и соблюдением в совокупности и иных факторов, в том числе и уровня обеспеченности жилым помещением.

Обеспеченность площадью жилого помещения Уразбаевой А.И. и членов её семьи по месту жительства составляет 22,195 кв.м., что выше нормы обеспечения жилой площадью, и в силу положений ст. 31, ч.2 ст. 51 ЖК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона Саратовской области от 26.10.2010 г. №194-ЗСО «О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, участвующим в строительстве жилых помещений с привлечением заемных средств», свидетельствует о том, что Уразбаева А.И., к категории лиц, нуждающихся в получении социальной выплаты и постановки на жилищный учет, не относится.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии у суда оснований для удовлетворения исковых требований истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в иске Уразбаевой А.И. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в полной форме – 26.09.2012 г. путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья          Н.В.Невзорова