Дело № 2-4743/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2012 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
при секретаре Соколовой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темиргалиевой В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-е лицо: Отдел по опеке и попечительству администрации Марксовского муниципального района Саратовской области об обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении вне очереди жилого помещения,
установил:
Темиргалиева В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении вне очереди жилого помещения. Доводы своих исковых требований истица Темиргалиева В.А., <данные изъяты>, обосновывает тем, что она относится к категории лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 21.04.2000 г. за ней, как несовершеннолетней, была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> На основании постановления администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 09.12.2010 г. жилой дом по указанному выше адресу был признан непригодным для проживания и подлежащим реконструкции. Как указывает истица в настоящее время ей негде проживать, своего недвижимого имущества она не имеет, в связи с чем обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Однако, ей в этом было отказано по тем основаниям, что её нуждаемость в жилом помещении не была выявлена в установленном порядке до достижения возраста 23-х лет. Истица не согласна с отказом ответчика, считая его необоснованным и незаконным, в связи с чем обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В судебном заседании истица Темиргалиева В.А. поддержала свои исковые требования по основаниям изложенным выше и просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – Сергеев Д.А., действующий на основании доверенности, иск не признал и просил в удовлетворении требований отказать, поясняя, что законных и достаточных оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и предоставлении жилья по договору социального найма вне очереди не имеется, так как нуждаемость Темиргалиевой В.А. не была выявлена в установленном порядке до достижения ею возраста 23 лет, и представленные документы не подтверждают право стоять на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения. (л.д. 30-31).
3-е лицо – представитель Отдела по опеке и попечительству администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и удовлетворении заявленных истицей исковых требований.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные Темиргалиевой В.А. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истица Темиргалиева В.А., <данные изъяты>, ранее имела статус лица из категории числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По сведениям администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 19.05.2011 г. Темиргалиева В.А. не состоит и не состояла на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилого фонда и обращений по выявлению нуждаемости в жилом помещении заявителя в отдел по жилищной политике не поступало. (л.д. 15).
Постановлением от 21.04.2000 г. № № администрации Марксовского муниципального района Саратовской области за Темиргалиевой В.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 19-20).
Согласно постановления № № от 09.12.2010г. администрации Марксовского муниципального района Саратовской области жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания и подлежащим реконструкции. (л.д. 16).
В 2012 году истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда, однако ей в этом было отказано по причине отсутствия законных оснований. (л.д. 11-14).
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди и предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у Темиргалиевой В.А., достигшей возраста 26 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в Министерство ЖКХ указанный статус истицей был утрачен.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истицей предъявлены к ответчику необоснованно и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Темиргалиевой В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении вне очереди жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья подпись Торопова С.А.