Дело № 2-1186/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Кочеткова Д.И.,
при секретаре Хвастуновой И.Ю.,
с участием представителя истцов – Карстена С.Е., Харитонова М.В.,
представителя ответчика – ЗАО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» - Высокинской В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Правовое содействие» в интересах потребителя – Хачиуридзе Эмзари Мухтаровича к закрытому акционерному обществу «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС», третье лицо – ООО «Техцентр СХИ – Авто», о защите прав потребителей,
установил:
Саратовская региональная общественная организация защиты прав потребителей «Правовое содействие» (далее – СРООЗПП «Правовое содействие») обратилась в суд с иском к ЗАО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС», обосновав требования тем, что в СРООЗПП «Правовое содействие» обратился Хачиуридзе Э.М. за защитой нарушенных прав потребителя, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи транспортного средства потребитель Хачиуридзе Э.М. приобрел у ООО «Техцентр СХИ – Авто» автомобиль «CHERY M 11», 2010 г. выпуска. Гарантийное обслуживание автомобиля на момент подачи иска не истекло. В ходе эксплуатации данного автомобиля Хачиуридзе Э.М. обнаружил недостатки данного автомобиля, которые проявились в том, что автомобиль не может разгоняться на скорости свыше 135 км/час; повышенный расход топлива, потеря тяговой мощности двигателя, нехарактерный (посторонний) шум в двигателе, не работают задние амортизаторы (пружины), а периодически и передние амортизаторы (пружины) автомобиля при загрузке автомобиля 3-4 пассажирами помимо водителя амортизаторы (стойки) / пружины не работают и каждый раз пробивают, автомобиль не заводится вообще при температуре (-20-25 градусов), в связи с чем, в морозы он не может передвигаться на данном автомобиле. Лакокрасочное покрытие очень тонкое, в связи с чем, произошло отслоение краски на капоте и бампере автомобиля, 2 раза был заменен передний правый рулевой наконечник – требует замены вновь в третий раз, 2 раза был заменен передний правый рулевой наконечник – требует замены вновь в 3 раз, 2 раза была заменена передняя правая шаровая опора – требует замены вновь, 1 раз был заменен передний левый рулевой наконечник – требует замены вновь, 1 раз была заменена передняя левая шаровая опора – требует замены вновь; не открывается багажник с пульта ДУ, магнитола периодически то работает, то не работает; постоянно горит лампочка подушек безопасности на панели приборов, то горит, то гаснет на панели приборов лампочка инжектора двигателя. Потребитель неоднократно обращался за бесплатным гарантийным ремонтом к официальным дилерам ответчика – к ООО «Техцентр СХИ – Авто», на что получал отказ, мотивированный тем, что автомобиль является технически исправным, либо предлагали устранить некоторые недостатки за свой счет. Не согласившись с такой позицией дилера, потребитель обратился к ответчику с претензией от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просил незамедлительно устранить недостатки. Однако, ответчик в добровольном порядке претензию не удовлетворил. С учетом того, что срок на устранение недостатков автомобиля превысил максимально допустимый 45 дней, Потребитель предъявил требования к ответчику о возврате денежной суммы стоимости его автомобиля в сумме 475 000 руб., а также о взыскании с ответчика в его пользу разницы между стоимостью, уплаченной за автомобиль по договору и стоимостью аналогичного автомобиля на момент предъявления иска в сумме 9 499 руб., взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в сумме 484 499 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., штрафа.
В судебное заседание истец Хачиуридзе Э.М. не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия во всех судебных заседаниях (том 1, л.д.75).
В судебном заседании представители истца – СРОООЗПП «Правовое содействие» - Харитонов М.В. и Карстен С.Е. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика – ЗАО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» - Высокинская В.Л. исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, поскольку недостатки, о которых указывал в исковом заявлении Хачиуридзе Э.М., не были подтверждены результатами проведенной по делу экспертизы.
Представитель третьего лица - ООО «Техцентр СХИ – Авто» - Тихомирова О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени слушания дела, представила суду письменное заявление, в котором просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие, также представила суду письменные возражения на иск, согласно которым просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме в связи с отсутствием производственных дефектов, указанных истцом в иске, а также в связи с отсутствием просрочки в выполнении работ, т.е. отсутствия вины в действиях Продавца – ООО «Техцентр СХИ – Авто», а также вины в действиях ответчика.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Статьей 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Согласно статьи 18 этого же Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Закон «О защите прав потребителей» определяет понятие недостатка товара и существенного недостатка товара.
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Согласно Перечню технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 г. №575, к таким товарам относится, в том числе, и автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
Статьей 19 ФЗ «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В силу статьи 20 указанного выше Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
В силу статьи 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Статьей 23 этого же Закона определено, что за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Техцентр СХИ – Авто» и Хачиуридзе Э.М. заключен договор купли-продажи автомобиля марки «CHERY M 11», 2010 года выпуска, стоимостью 475 000 руб. Согласно акту приема – передачи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был передан Продавцом – ООО «Техцентр СХИ – Авто» к Покупателю – Хачиуридзе Э.М.
Согласно представленным документам, на претензию Хачиуридзе Э.М. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении недостатков автомобиля, был дан ответ ответчиком о том, что Хачиуридзе Э.М. вправе в удобное для него время предоставить автомобиль «CHERY M 11» в СТО «CHERY» для установления возможных недостатков и их устранения (том 1, л.д. 94).
В ходе судебного разбирательства по делу была назначена и проведена судебная автотехническая экспертиза. Согласно выводам экспертов (том 2 л.д.153) автомобиль «CHERY M 11», принадлежащий Хачиуридзе Э.М., недостатков, указанных в исковом заявлении, не имеет, за исключением неисправности системы дистанционного управления центральным замком, а именно, управлением открыванием двери задка. Причиной возникновения этой неисправности является механическое воздействие на внутренние компоненты пульта дистанционного управления в процессе эксплуатации автомобиля. Автомобиль «CHERY M 11», принадлежащий Хачиуридзе Э.М., недостатков производственного характера не имеет.
В судебном заседании был допрошен эксперт, проводивший данную судебную экспертизу – Усов С.Г., который в судебном заседании дал полные ответы на вопросы представителей истца, подтвердил выводы проведенной по делу экспертизы и дал ответы, согласно которым автомобиль истца не имеет недостатков производственного характера и недостатков, заявленных в исковом заявлении.
В судебном заседании не нашли также утверждения истцов о том, что ответчиком пропущен срок для устранения недостатков автомобиля истца, поскольку недостатки автомобиля не установлены.
С учетом всех исследованных доказательств по делу суд не усматривает каких-либо правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст.56,67,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Саратовской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Правовое содействие» в интересах потребителя – Хачиуридзе Эмзари Мухтаровича к закрытому акционерному обществу «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС», третье лицо – ООО «Техцентр СХИ – Авто», о защите прав потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья