Дело № 2-5221\2012 года
Решение
Именем Российской Федерации
13.09.2012 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора Калининского района Саратовской области ФИО7,
представителя ответчика ФИО8,
представителя третьего лица казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» ФИО9,
представителя третьего лица ООО «Регион» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства Саратовской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Калининского района Саратовской области обратился с иском к комитету дорожного хозяйства Саратовской области о понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ совместно со старшим инспектором группы ДПС ОГИБДД МО МВД России «Калининский» ФИО4, инженером ООО «Калининское ДРСУ №» ФИО5, главным инженером ООО «Регион» ФИО6 проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и соответствия требованиям государственных стандартов дорожного покрытия на территории Калининского муниципального района Саратовской области. Непосредственным объектом проверки являлась автодорога регионального значения г. Калининск - Свердлово - Колокольцовка. Проведенной проверкой выявлены многочисленные нарушения п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Так, нарушения указанного ГОСТ установлены на автодороге г. Калининск - Свердлово - Колокольцовка, а именно: на 2 км выбоину размером 70 см по длине, 150 см по ширине, 8 см по глубине (далее по тексту – в см длина/ширина/глубина), 72/67/7 см обочина занижена на 16 см; на 2,5-3 км выбоины размером 151/158/7 см, 200/155/8 см, 250/300/7 см, обочина занижена на 14 см; на 4,5 км выбоины размером 149/63/8 см, 76/84/8, обочина размыта сточными водами; на 4,6 км выбоины размером 200/101/10 см, 79/81/10 см, обочина занижена на 9 см; на 6,5 км выбоины размером 253/82/10 см, 303/357/7 см; на 7,2 км выбоина размером 150/205/8 см, на 7,3 км выбоина размером 86/101/8 см; на 8,5 км выбоина размером 508/150/8 см, отсутствует обочина; на 8,8 км выбоина размером 709/123/8 см; на 10 км выбоина размером 206/71/12 см, обочина занижена на 10 см; на 12 км выбоины размером 150/211/8 см, 253/121/7 см; на 16,5 км выбоины размером 154/107/9, 121/84/9 см; на 19,4 км выбоина размером 150/250/7 см; на 23 км выбоины размером 88/72/9 см, 75/83/10,5 см, 96/87/7 см; на 23,7 км выбоины размером 119/76/9 см, 81/69/7 см; на 26 км выбоины размером 93/88/9 см, 112/77/8,5 см, 71/92/8 см; на 27,3 км выбоины размером 90/70/10 см; на 28,1-28,2 км восстановить полностью разрушенное асфальтное покрытие; на 29,1 км выбоина размером 120/120/9 см; на 33 км выбоина размером 2850/100/10 см; на 35-35,1 км асфальтное покрытие разрушено полностью. ДД.ММ.ГГГГ от имени Саратовской области министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - государственный заказчик, в лице министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ООО «Регион» - подрядчик заключили государственный контракт № 808, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в том числе в Калининском районе Саратовской области. В соответствии с п.п.2.1-2.3.1 данного государственного контракта управление Контрактом от имени и по поручению государственного заказчика осуществляет казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог». Интересы подрядчика по контракту представляет генеральный директор ООО «Регион». Подрядчик при исполнении контракта может привлечь субподрядные организации, Подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного разрешения государственного заказчика. Согласно п.п. 6.2, 6.6, 7.11, 7,13-7.14 указанного выше государственного контракта государственный заказчик (министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области) имеет право без участия дирекции осуществлять контроль за исполнением подрядчиком данного контракта, включая организацию и проведение контроля качества работ и материалов, производить оценку уровня содержания региональных дорог. Подрядчик обязан выполнить в полном объеме работы, указанные в задании, выдаваемом уполномоченными лицами ежемесячно. При необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных заданием, подрядчик уведомляет об этом государственного заказчика для принятия решения и выдачи дополнительного задания. В течение срока действия контракта подрядчик и его полномочные представители обязаны взаимодействовать с администрациями районов, на которых находятся обслуживаемые региональные автомобильные дороги. Подрядчик обязан устранять нарушения, зафиксированные в предписаниях органов ГИБДД. Указанные в предписаниях органов ГИБДД виды, объемы работ и адреса выполнения предварительно согласуются с государственным заказчиком. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а именно не осуществляет содержание и ремонт указанных выше участков автодорог Калининского района, не создает благоприятные условия для быта населения. Просит суд обязать устранить повреждение покрытия и привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 следующие участки автодороги г. Калининск - Свердлово -Колокольцовка, а именно :на 2 км выбоину размером 70 см по длине, 150 см по ширине, 8 см по глубине (далее по тексту – в см длина/ширина/глубина), 72/67/7 см обочина занижена на 16 см; на 2,5-3 км выбоины размером 151/158/7 см, 200/155/8 см, 250/300/7 см, обочина занижена на 14 см; на 4,5 км выбоины размером 149/63/8 см, 76/84/8, обочина размыта сточными водами; на 4,6 км выбоины размером 200/101/10 см, 79/81/10 см, обочина занижена на 9 см; на 6,5 км выбоины размером 253/82/10 см, 303/357/7 см; на 7,2 км выбоину размером 150/205/8 см, на 7,3 км выбоину размером 86/101/8 см; на 8,5 км выбоину размером 508/150/8 см, отсутствует обочина; на 8,8 км выбоину размером 709/123/8 см; на 10 км выбоину размером 206/71/12 см, обочина занижена на 10 см; на 12 км выбоины размером 150/211/8 см, 253/121/7 см; на 16,5 км выбоины размером 154/107/9, 121/84/9 см; на 19,4 км выбоину размером 150/250/7 см; на 23 км выбоины размером 88/72/9 см, 75/83/10,5 см, 96/87/7 см; на 23,7 км выбоины размером 119/76/9 см, 81/69/7 см; на 26 км выбоины размером 93/88/9 см, 112/77/8,5 см, 71/92/8 см; на 27,3 км выбоины размером 90/70/10 см; на 28,1-28,2 км восстановить полностью разрушенное асфальтное покрытие; на 29,1 км выбоину размером 120/120/9 см; на 33 км выбоину размером 2850/100/10 см; на 35-35,1 км восстановить полностью разрушенное асфальтное покрытие.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Саратовской области ФИО7 иск поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика ФИО8 иск не признала. Пояснила, что на основании постановления Правительства области от 09.04.2012г. № 176-П принято решение о реорганизации министерства транспорта и дорожного хозяйства области путем разделения на комитет дорожного хозяйства области и комитет транспорта области. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме разделения - комитета дорожного хозяйства Саратовской области (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, серия 64 №). Полагает, что комитет дорожного хозяйства области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии с положением о комитете дорожного хозяйства области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12 июля 2012 года № 398-П, комитет является органом исполнительной власти области. Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности комитета осуществляется за счет средств областного бюджета. Одна из основных задач комитета - обеспечение размещение заказов на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог для государственных нужд области, финансирование этих работ, контроль за выполнением и приемка. К функциям комитета относятся обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области; осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области; осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по дорожному комплексу области при разработке проекта областного бюджета области на очередной финансовый год. Председатель комитета, а также другие должностные лица комитета несут персональную ответственность за целевое использование выделенных в распоряжение комитета бюджетных средств. Так 30 декабря 2010 года от имени Саратовской области министерством транспорта и дорожного хозяйства области был заключен государственный контракт № 808 с ООО «Регион» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области. Срок действия контракта до 31 декабря 2013 года. На основании вышеуказанного контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию а/д согласно перечня, а заказчик (министерство) берет на себя обязательства обеспечить приемку работ и оплатить их. Постановлением Правительства Саратовской области от 22 марта 2010г. № 87-П «Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса» на казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» возложены функции единого заказчика - застройщика по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству объектов дорожного комплекса, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства области (комитет дорожного хозяйства области). Постановлением установлено, что услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является комитет, осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог». Кроме того, казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог», осуществляющая управление государственными контрактами, представляет сведения о работах, выполненных на вышеуказанном объекте. Из объяснений директора ООО «Регион», следует, что в 2011 - 2012г. на автодороге г. Калининск - Свердлово - Колокольцовка ямочный ремонт контрактом и заданием к нему не предусматривался. В техническом задании к вышеуказанному государственному контракту в п. 3 указано, что адреса производства работ по весеннее-летне-осеннему содержанию определяются уполномоченным лицом с предоставлением подрядчику задания в письменной форме на основании сметы, видов и периодичности постоянно выполняемых работ по содержанию автомобильных дорог, согласно приложению к техническому заданию и план графика исполнения контракта. В приложении № 2.5.4 к Техническому заданию «Виды и периодичность постоянно выполняемых работ по содержанию автомобильных дорог» в Калининском районе, в графе «вид работ» предусмотрен ямочный ремонт на 2011г., 2012г., 2013г. - не менее 0,5 % от площади сети дорог». С апреля 2012 года по настоящее время в Калининском районе, проводится ямочный ремонт на участках дороги указанных в задании на весенне-летнее содержание автомобильных дорог регионального значения. Данное обстоятельство подтверждается заданиями на весенне - летнее содержание и актами о приемке выполненных работ. В настоящее время, для проведения ремонта на спорных участках дорог, комитету необходимо разместить государственный заказ на выполнение работ по ремонту. Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ можно заключать и оплачивать государственные контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ст. 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятые бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году. Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2012 год» на ремонт указанного участка дороги финансирование не предусмотрено, соответственно и заключить государственный контракт на выполнение ремонта спорных участков дороги не представляется возможным. Исходя из вышеизложенного, просила суд в удовлетворении искового заявления прокурора Калининского района, отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» ФИО9 полагает иск не подлежащим удовлетворению. Поддержала доводы ответчика. Дополнила, что содержание автодорог осуществляется постоянно в пределах выделенных средств.
Представитель третьего лица ООО «Регион» ФИО3 в судебном заседании полагала, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ от имени Саратовской области министерством транспорта и дорожного хозяйства области был заключен государственный контракт № с ООО «Регион» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области. Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование по указанному контракту осуществляется заказчиком за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Все работы, предусмотренные контрактом ОООО «Регион» выполняет в пределах средств, выделенных в рамках контракта. Указанные в контракте работы ООО «Регион» выполняет всегда своевременно и надлежащего качества, претензий у заказчика к ООО «Регион» не имеется. Вы явленные нарушения, проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой, на автодороге регионального значения г. Калининск – Свердлово – Колокольцовка, допущены по причине отсутствия со стороны заказчика должного финансирования, в результате чего средств на ремонт указанной дороги у ООО «Регион» не имеется. Согласно п. 1.2 контракта, адреса производства работ по весенне-летне-осеннему содержанию определяется заказчиком, в виде задания в письменной форме на основании сметы, видов и периодичности постоянно выполняемых работ по содержанию автомобильных работ. В 2011-2012 г.г. на автодороге г. Калининск – Свердлово – Колокольцовка ямочный ремонт контрактом и заданиями к нему не предусматривался.
Представитель третьего лица министерства финансов Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте в судебном заседании не присутствовали. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2010 № 87-П «Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса» казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» является единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Саратовской области, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог».
Постановлением Правительства Саратовской области от 09.04.2012 № 176-П (ред. от 28.05.2012) «Вопросы Правительства Саратовской области» министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области реорганизовано путем его разделения на комитет транспорта Саратовской области и комитет дорожного хозяйства Саратовской области.
В соответствии с Положением о комитете дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 12.07.2012 № 398-П «Вопросы комитета дорожного хозяйства Саратовской области» комитет дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляет функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также настоящим Положением.
Комитет осуществляет финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Комитет является правопреемником министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по вопросам осуществления функций в сфере управления и развития дорожного комплекса области.
В силу п. 9 данного Положения основными задачами Комитета являются организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; разработка и реализация планов и мероприятий, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации и области по вопросам дорожного комплекса области; обеспечение в пределах своей компетенции интересов области при заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства; оказание методической, консультационной и организационной помощи органам местного самоуправления и организациям по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере дорожного хозяйства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; обеспечение размещения заказов на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог для государственных нужд области, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка.
Основными функциями Комитета, необходимыми для реализации Комитетом возложенных задач, являются:
осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области;
осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог;
обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области;
выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Саратовской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;
разработка долгосрочных областных целевых программ, перспективных и годовых прогнозов технического состояния, планов мероприятий по эксплуатации и развитию автомобильных дорог;
осуществление мониторинга соблюдения правил по охране автомобильных дорог и сооружений на них и порядка их использования;
рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам состояния автомобильных дорог;
осуществление в пределах своей компетенции учета имущества (зданий, сооружений, оборудования, техники, транспорта и т.п.), используемого для эксплуатации и развития автомобильных дорог;
проведение комплексного анализа и определение тенденций развития дорожного комплекса области, подготовка обоснований и осуществление расчетов по объемам финансирования;
утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов;
организация и проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение требований законодательства по обеспечению сохранности этих сведений;
организация и проведение в пределах своей компетенции работ, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией, воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время;
координация работы подведомственных организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
подготовка, организация и проведение коллегий Комитета, межведомственных совещаний, заседаний рабочих групп и комиссий по вопросам ведения Комитета;
осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по дорожному комплексу области при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год;
разработка в пределах своей компетенции и внесение в установленном порядке проектов правовых актов по направлениям деятельности Комитета (п. 10 Положения).
В силу п. 11 Положения, Комитет имеет право осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных им контрактов (договоров); запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач; созывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; привлекать в установленном порядке для решения отдельных вопросов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские и учебные институты, организации на контрактной (договорной) основе; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; вносить предложения по вопросам своей компетенции на рассмотрение Правительства области.
Из указанных выше норм права следует, что ответчик является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает разработанные казенным предприятием Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог» проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Судом установлено и никем не оспаривалось, что автодорога г. Калининск - Свердлово - Колокольцовка относится к дорогам регионального значения.
Так же в судебном заседании установлено, что в соответствии с вышеуказанными нормами права Министерством заключен 30.12.2010 года государственный контракт № 808 с ООО «Регион» на осуществление комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального назначения, в том числе в Калининском районе Саратовской области, согласно перечню. В данный перечень входит и вышеуказанная автодорога г. Калининск - Свердлово - Колокольцовка (л.д.16-36).
Согласно п. 1.2 контракта виды работ по содержанию объекта и периодичность их выполнения определяется техническим заданием (приложение №2 к контракту) в соответствии с календарным графиком (приложение № 3 к контракту) и план – графиком (приложение № 4 к контракту).
В соответствии с п. 7.1 контракта подрядчик обязан поддерживать требуемый уровень содержания на объекте для обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также сохранность всего имущества, входящего в объект, в соответствии с техническим заданием (приложение № 2 к контракту).
Согласно п. 3 Технического задания, адреса производства работ по весенне-летне-осеннему содержанию определяются уполномоченным лицом с предоставлением подрядчику задания в письменной форме на основании сметы, видов и периодичности постоянно выполняемых работ по содержанию автомобильных дорог и план-графика исполнения контракта.
В судебном заседании установлено, что указанная автодорога имеет множественные повреждения в виде выбоин на всем своем протяжении, что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13), письменными объяснениями директора ООО «Регион» ФИО10 (л.д. 14-15).
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия в группе «А» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 0,3 (1,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 5 суток; в группе «Б» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 1,5 (3,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 7 суток; в группе «В» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 2,5 (7,0) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 10 суток. Указанные в скобках значения повреждений приведены для весеннего периода.
В соответствии с п. 3.1.2 данного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что указанная данная автодорога нуждается в ремонте, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям ГОСТа.
Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (ред. от 06.08.2008) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» определены составы работ, входящие в капитальный ремонт автодорог (п. 9-10), ремонт автодорог (п. 11), содержание автомобильных дорог (п. 12-13).
Ликвидация колей глубиной до 45 мм входит в содержание дорог, ликвидация колей глубиной свыше 45 мм входит в состав работ по ремонту автодороги.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (п.1). Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о понуждении ответчика устранить повреждение покрытия и привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 участки автодороги г. Калининск - Свердлово -Колокольцовка.
Ссылку представителя ответчика на отсутствие денежных средств на ямочный ремонт автодороги суд признает несостоятельной, поскольку, данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от осуществления возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что именно ответчик в пределах выделенных бюджетных средств определяет, какие конкретно автодороги необходимо ремонтировать и выходит с соответствующим предложением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Комитет дорожного хозяйства Саратовской области устранить повреждения покрытия и привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 следующие участки автодороги г. Калининск – Свердлово – Колокольцовка, а именно: на 2 км выбоину размером 70 см по длине, 150 см по ширине, 8 см по глубине (далее по тексту – в см длина/ширина/глубина), 72/67/7 см обочина занижена на 16 см; на 2,5-3 км выбоины размером 151/158/7 см, 200/155/8 см, 250/300/7 см, обочина занижена на 14 см; на 4,5 км выбоины размером 149/63/8 см, 76/84/8, обочина размыта сточными водами; на 4,6 км выбоины размером 200/101/10 см, 79/81/10 см, обочина занижена на 9 см; на 6,5 км выбоины размером 253/82/10 см, 303/357/7 см; на 7,2 км выбоину размером 150/205/8 см, на 7,3 км выбоину размером 86/101/8 см; на 8,5 км выбоину размером 508/150/8 см, отсутствует обочина; на 8,8 км выбоину размером 709/123/8 см; на 10 км выбоину размером 206/71/12 см, обочина занижена на 10 см; на 12 км выбоины размером 150/211/8 см, 253/121/7 см; на 16,5 км выбоины размером 154/107/9, 121/84/9 см; на 19,4 км выбоину размером 150/250/7 см; на 23 км выбоины размером 88/72/9 см, 75/83/10,5 см, 96/87/7 см; на 23,7 км выбоины размером 119/76/9 см, 81/69/7 см; на 26 км выбоины размером 93/88/9 см, 112/77/8,5 см, 71/92/8 см; на 27,3 км выбоину размером 90/70/10 см; на 28,1-28,2 км восстановить полностью разрушенное асфальтное покрытие; на 29,1 км выбоину размером 120/120/9 см; на 33 км выбоину размером 2850/100/10 см; на 35-35,1 км восстановить полностью разрушенное асфальтное покрытие.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Е.В. Яремчук