Дело № 12(ж)- 445 /2012 г.
РЕШЕНИЕ
11.07.2012 г. г. Саратов
Судья Кировского районного суда г. Саратова Гришина Ж.О.
При секретаре Синьковой К.С.
С участием представителя заявителя адвоката Воронина А.С.
Представителей УФАС по Саратовской области М.Д.А., А.А.С.
рассмотрев жалобу Филиппова Д.С. на постановление от 00.00.0000 вынесенного заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о привлечении Филиппова Д.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 0000 рублей,
установил:
Постановлением заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 00.00.0000 Филиппов Д.С. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 15000 рублей. Постановление было получено последним 00.00.0000 ( л.д. 5-11), адвокат Воронин А.С. получил 00.00.0000 ( л.д. 11)
Не согласившись с указанным постановлением, адвокат Воронин А.С. в интересах Филиппова Д.С. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которая поступила в Кировский районный суд г. Саратова 00.00.0000, где просит постановление от 00.00.0000 отменить.
В обоснование своих требований указывает, что из постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ***-ак-ш, следует, что работая в должности министра строительства и ЖКХ Саратовской области им было проведено совещание с участием ведущих страховых компаний, а также направлено письмо в адрес глав администраций муниципальных районов и муниципальных образований Саратовской области о необходимости страхования помещений и общего имущества, выборе страховых компаний и способах оплаты страховых взносов. С данным постановлением он не согласен по следующим основаниям. 00.00.0000 в конференц-зале Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области состоялось совещание по вопросу страхования имущества граждан, страхования жизни и здоровья сотрудников предприятий строительного комплекса. Поводом для проведения данного собрания послужили многочисленные обращения граждан по вопросу компенсации за счет средств бюджета потерь, связанных с пожарами и наводнениями, случившимися в 2010 г., а также вследствие высокого износа инженерного оборудования предприятий. Отбор страховых компаний для участия в совещании не проводился. Страховые компании были приглашены не с целью обязательного заключения договоров только с ними, а для определения общей ситуации связанной со страхованием жилых помещений. По результатам совещания главам муниципальных районов было направлено письмо исх. *** от 00.00.0000 Проведение совещания с ограниченным кругом страховых организаций, не имело цели нарушения антимонопольного законодательства, не воспрепятствовать деятельности страховых компаний, не участвующих в совещании, а также ограничить потребителей услуг в выборе страховой компании. Письмо министра носит информационный характер, адресовано не в адрес потребителей. Из текста письма не следует, что главам муниципальных районов надлежит информировать возможных страхователей об услугах именно перечисленных в письме компаний. Также письмо не содержит запретов на информирование об иных страховых компаний, оказывающих аналогичные услуги на рынке страхования. Письмо не является актом органа государственной власти субъекта РФ, и не является документом, обязательным для исполнения главами муниципальных районов и образований. Письмо не ограничивало конкуренцию и не нарушало ничьих прав.
Филиппов Д.С. в судебное заседание не явился, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его адвоката Воронина А.С. ( л.д. 37)
Адвокат Воронин А.С. поддержал доводы жалобы в полном объеме, просит постановление от 00.00.0000 отменить, производство по делу прекратить.
Представители УФАС по Саратовской области пояснили, что постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством, просят оставить его без изменения, жалобу Филиппова Д.С. без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности принятого УФАС Саратовской области постановления по следующим основаниям.
В Саратовское УФАС России поступило заявление (исх. *** от 00.00.0000) НП "Гильдия страховщиков Саратовской области" о нарушении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее также - Министерство), ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ООО "Первая страховая компания", ОАО "Альфа Страхование" и ОАО "САК "Энергогарант" Федерального закона "О защите конкуренции".
Как установлено в судебном заседании, 00.00.0000 в конференц-зале Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области состоялось совещание по вопросу страхования имущества граждан, страхования жизни и здоровья сотрудников предприятий строительного комплекса, о чем был составлен протокол общего собрания (л.д.15). Поводом для проведения данного собрания послужили многочисленные обращения граждан по вопросу компенсации за счет средств бюджета потерь, связанных с пожарами и наводнениями, случившимися в 2010 г., а также вследствие высокого износа инженерного оборудования предприятий.
По результатам совещания главам муниципальных районов было направлено письмо исх. *** от 00.00.0000
Из содержания письма следует, что 00.00.0000 состоялось совещание с участием министра строительства и ЖКХ и ведущих компаний, действующих на территории Саратовской области по вопросу страхования. В ходе работы совещания страховые компании ЗАО « Страховая группа « УралСиб», ЗАО « СГ « Спасские ворота», ООО « 1СК в г. Саратове», « Альфа страхование», ОАО « СК « Энергогарант» дали согласие на участие в мероприятиях, связанных со страхованием жилых и не жилых помещений в многоквартирных домах и частных индивидуальных строений, стоимость страхования недвижимого имущества может составлять от 50 копеек до 1 рубля за квадратный метр в месяц, кроме того, ими же были внесены предложения по использованию средств резерва страховых компаний на снижение аварийности систем инженерного обеспечения. Министр просил организовать информирование собственников частных индивидуальных строений и проведение внеочередных собраний собственников помещений многоквартирных домов с привлечением представителей страховых компаний и указал повестку. Информацию о ходе проведения работ необходимо было предоставлять ежемесячно в срок до 25 числа на электронный адрес, согласно, прилагаемой формы. Также была сообщена справочная информация, в которую вошли вышеуказанные страховые компании и их реквизиты.
Согласно п. 1.2 Протокола Совещания по вопросу страхования имущества граждан, страхования жизни и здоровья сотрудников предприятия строительного комплекса от 00.00.0000, решено направить письменные обращения в муниципальные районы и муниципальные образования, управляющие компании о проведении управляющими компаниями и ТСЖ совместно с представителями страховых компаний общих домовых собраний собственников для просвещения вопроса страхования имущества граждан, и направить результат проведенных собраний в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Также в материалы дела представлена копия письма (исх. *** от 00.00.0000) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, адресованного Главам администраций муниципальных районов Саратовской области.
Из представленного Министерством ответа (исх. *** от 00.00.0000) следует, что при проведении совещания по вопросу развития системы страхования жилья на территории Саратовской области отбор страховых компаний не проводился, на совещание приглашались страховые компании, имеющиеся в телефонных справочниках, произвольно. Администрациям муниципальных образований области даны рекомендации об инициировании общих собраний собственников и направлении в Министерство результатов проведенных собраний для дальнейшей проработки вопроса, в том числе и со страховыми организациями.
Из ответов администраций муниципальных районов и муниципальных образований Саратовской области следует, что они получали письмо Министерства (исх. *** от 00.00.0000), воспринимали его как обязательное для исполнения и принимали реальные меры к фактическому исполнению поручений Министерства.
ОАО "Альфа Страхование" в совещании, проведенном 00.00.0000 в Министерстве. Общество участия не принимало, согласия на участие в мероприятиях, связанных со страхованием жилых и не жилых помещений в многоквартирных домах и частных индивидуальных строений, не давало.
Информация, указанная в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000) о том, что ОАО "Альфа Страхование" дало согласие на участие в мероприятиях, связанных со страхованием жилых и не жилых помещений в многоквартирных домах и частных индивидуальных строений, является недостоверной.
ЗАО "Страховая группа "УралСиб" предложений по использованию средств резерва страховых компаний на снижение аварийности систем инженерного обеспечения на совещании, проводимом 00.00.0000 в Министерстве, страховые компании не вносили.
Саратовским УФАС России у страховых компаний была запрошена информация (исх. *** от 00.00.0000) достоверна ли указанная в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000) информация о размере страховых взносов от 50 копеек до 1 рубля за квадратный метр в месяц, а также о том, достоверно ли содержащееся в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000) заявление о том, что ЗАО "Страховая группа "УралСиб". ЗАО Страховая группа "Спасские ворота", ООО "Первая страховая компания", ОАО "САК "Энергогарант". ОАО "Альфа страхование" являются ведущими страховыми компаниями, действующими на территории Саратовской области.
Из представленных ответов страховых компаний следует, что размер страховых взносов, зависит не от квадратных метров страхуемого помещения, а от стоимости страхуемого помещения и рисков, от которых страхуется помещение. Страховой тариф у каждого страховщика исчисляется в соответствии с правилами страхования, утверждаемыми руководителем страховой компании, и индивидуален.
Также из ответа страховой компании (исх. ***-юр/о от 00.00.0000) следует, что с информацией о размере страховых взносов до 1 рубля за 1 квадратный метр в месяц по договорам страхования имущества (дом, квартира) в ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО Страховая группа "Спасские ворота". ООО "Первая страховая компания". ОАО "САК "Энергогарант". ОАО "Альфа Страхование" Общество не может согласиться, поскольку по имеющейся на официальных сайтах указанных выше страховых компаний информации, а также информации, полученной по телефону в результате их обзвона, имеются отличные тарифы, чем указанные в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000) и варьируются от 1 рубля до 4.16 рублей за 1 квадратный метр в месяц.
В отношении заявления Министерства о том, что ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ООО "Первая страховая компания". ОАО "САК "Энергогарант". ОАО "Альфа Страхование" являются ведущими страховыми компаниями, действующими на территории Саратовской области, суд не может согласиться, поскольку по данным Федеральной службы страхового надзора лидерами (ведущими страховыми компаниями) страхового рынка на территории Саратовской области в период за 2008. 2009, 2010 и 6 мес. 2011 г.г. являются ООО «Росгосстрах». ООО «Дисконт», ОАО «Согаз».
ЗАО Страховая группа "Спасские ворота" на сегодняшний день на рынке страхования в Саратовской области не имеется.
Указанная в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000) информация о размере страховых взносов от 50 копеек до 1 рубля за квадратный метр в месяц, а также информация о том, что ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО Страховая группа "Спасские ворота", ООО "Первая страховая компания", ОАО "САК "Энергогарант", ОАО "Альфа страхование" являются ведущими страховыми компаниями, действующими на территории Саратовской области, является недостоверной.
Саратовским УФАС России Главам администраций муниципальных районов Саратовской области были направлены запросы о предоставлении информации по исполнению письма Министерства (исх. *** от 00.00.0000).
Из представленных ответов следует, что администрациями муниципальных районов и муниципальных образований Саратовской области проводится работа по вопросам, указанным в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000), а также направляются отчеты о проделанной работе в Министерство.
Таким образом, письмо Министерства (исх. *** от 00.00.0000) носит не рекомендательный, а обязательный характер.
Из представленных в Саратовское УФАС России ответов администраций также следует, что во исполнение письма Министерства (исх. *** от 00.00.0000), информация о необходимости страхования частных индивидуальных строений и помещений в многоквартирных домах доводилась до населения через средства массовой информации. ( Газета "Шиханские новости" *** (689) от 00.00.0000 (Шиханский муниципальный район);"Знамя победы" *** (8765) от 00.00.0000 (Ровенский муниципальный район); "Знамя труда" *** (12240) от 00.00.0000 (Дергачевский муниципальный район); "Аткарская газета" *** (13062) от 00.00.0000 (Аткарский муниципальный район); "Светлые вести" *** (521) от 00.00.0000 (ЗАТО Светлый); "Пульс" *** от 00.00.0000 (Турковский муниципальный район).
Из представленной информации следует, что в выпусках газет: "Шиханские новости" *** (689) от 00.00.0000; "Знамя победы" *** (8765) от 00.00.0000 и "Знамя труда" *** (12240) от 00.00.0000 содержится информация, аналогичная информации, содержащейся в письме Министерства (исх. *** от 00.00.0000), о том, что в ходе работы совещания страховые компании, такие как: ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ООО "Первая страховая компания", ОАО "Альфа Страхование" и ОАО "САК "Энергогарант", дали согласие на участие в мероприятиях, связанных со страхованием жилых и не жилых помещений в многоквартирных домах и частных индивидуальных строений. Стоимость страхования недвижимого имущества может составить от 50 копеек до 1 рубля за квадратный метр в месяц. Кроме того, вышеуказанными страховыми компаниями были внесены предложения по использованию средств резерва страховых компаний на снижение аварийности систем инженерного обеспечения.
В соответствии с п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые представляют такие товары
Учитывая изложенное, Министерство, проведя совещание только с представителями 5 страховых организаций и направив в адрес Глав администраций муниципальных районов Саратовской области письмо (исх. *** от 00.00.0000) с поручением провести внеочередные собрания собственников помещений многоквартирных домов с привлечением только 5 страховых компаний, о необходимости страхования помещений и общего имущества, с уплатой страховой премии исходя из тарифов и от рисков, озвученных на совещании, распространив недостоверную информацию о ведущих страховых компаниях, совершило действия, которые могли ограничивать конкуренцию на рынке оказания услуг по страхованию недвижимого имущества. Кроме того, вследствие действий Министерства, потребители услуг по страхованию могли быть ограничены в выборе страховых компаний, а также в праве самостоятельно определять условия договора страхования.
Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области нарушило ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 00.00.0000 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 00.00.0000 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Доводы адвоката Воронина о том, что письмо носило рекомендательный характер, и не являлось актом обязательным для исполнения, суд находит не состоятельным, поскольку, во первых, письмо принято к исполнению главами муниципальных учреждений, как обязательное к исполнению, установлена дата отчета по данному вопросу именно в Министерство ЖКХ, кроме того, Филиппову вменяется не издание конкретного акта, а действия которые он совершил.
Согласно ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановление, вынесенное УФАС является законным, обоснованным, мотивированным. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление от 00.00.0000 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по .... о привлечении Филиппова Д.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 15000 рублей, оставить без изменения, жалобу адвоката Воронина А.С. в интересах Филиппова Д.С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения, а заявителем в тот же срок со дня получения копии решения.
Судья Ж.О. Гришина