жалоба на нарушения избирательного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010 года г.Самара

Кировский районный суд г.Самары составе

председательствующего Родомакина И.А.,

с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы Г.Ю..

при секретаре Кирьяновой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4614/10 по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Иванова Станислава Константиновича об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 от 13.08.10 № 8\2 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №:> 31 Самсонова Ивана Ивановича".

УСТАНОВИЛ:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 31 Иванов С.К. в лице своего представителя но доверенности Прокофьева М.А. обратился в Кировский районный суд г.Самары с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 от 13.08,10 № 8\2 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательном) округу № 31 Самсонова Ивана Ивановича", указав, что 17 июля 2010 года было опубликовано решение Д\мы городского округа Самара о назначении муниципальных выборов городского округа Самара на 10 октября 2010 г. 13.08.10 Иванов С.К. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва. Так же 13.08.10 кандидатом но указанному выше округу был зарегистрирован Самсонов Иван Иванович, однако регистрация Самсонова Ивана Ивановича была осуществлена избирательной комиссией с нарушением норм избирательного законодательства, что обуславливает незаконность решения М> 8/2 от 13.08.10 «.О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Самсонова Ивана Ивановича» (далее по тексту - решение № 8/2 от 13 августа 2010 г.). Незаконность решения №. 8/2 от 13 августа 2010 г. выразилась в следующем. Согласно и. 10 ст.58 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» вместе с документами необходимыми для регистрации кандидата кандидат обязан представить первый финансовый отчет. Кроме того, кандидат обязан уведомить избирательную комиссию об открытии избирательного счета. Оба указанных выше документа являются обязательным для регистрации кандидата и должны быть представлены в избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Как следует из документов личного дела кандидата Самсонова И.И. финансовый отчет, включая форму учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата Самсонова И,И., а также уведомление о реквизитах специального избирательного счета подписаны и представлены Самсоновым И. И, в избирательную комиссию 13.08.10. Таким образом, согласно п.п.«в» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение № 8/2 от 13.08.2010 г. является незаконным в связи с наличием на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, документов оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона. Учитывая, что кандидат Самсонов И.И. при наличии указанного выше основания отказа в регистрации все же был зарегистрирован, то факт его регистрации нарушает право кандидата Иванова С.К..


2

предусмотренное ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях», в частности право равенства участников избирательного процесса. На основании изложенного заявитель просит суд:

отменить решение окружной избирательной комиссии № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 13.08.10 № 8/2 «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Самсонова Ивана Ивановича».

В судебном заседании представитель кандидата Иванова С.К. по доверенности

Прокофьев М.А. заявление поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным, предоставил суду дополнения к заявлению, в которых указал, что, согласно ст. 1.1. ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным округам списком. В этом случае законом субъекта должна быть предусмотрена процедура заверения списков кандидатов по одномандатным округам организующей выборы избирательной комиссией. Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного округа муниципального образования», в частности п. 6 ст. 35, предусмотрена процедура заверения списка кандидатов. Для реализации указанного правомочия избирательной комиссией организующей выборы, предусмотрена обязанность представления списка кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения. Несоблюдение данного требования закона означает незаконность регистрации кандидата в связи с несоблюдением порядка выдвижения кандидатов от избирательною объединения (п.п. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»). Понятие списка кандидатов предусмотрено п. 59 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях». В отношении кандидата Самсонова И.И. процедура заверения списков, организующей выборы избирательной комиссией не производилась. Кроме того, Самсоновым И.И. представлен финансовый отчет не соответствующий требованиям избирательного законодательства, в частности представлена справка, подтверждающая остаток на счете, являющаяся недействительной. Что фактически означает непредставление финансового отчета, и является основанием отказа в регистрации в связи с непредставлением необходимого для регистрации документа согласно п.п. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях».

Представители окружной избирательной комиссии № 3.1 ~ по доверенности Поварова Е.Н. и Коюв М.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Иванова С.К., поддержали письменный отзыв, в котором указано, что окружная избирательная комиссия по одномандатному округу № 31 по Кировскому району городского округа Самара (далее ОИК №31) не поддерживает заявленные кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 Иванова С.К. по следующим основаниям. Кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 Иванов С.К. в своем заявлении в качестве основания для признания решения ОИК №31 от 13.08.2010 №8/2 незаконным указывает нарушение п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии. на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является основанием: для отказа в регистрации кандидату. Однако, среди документов, представленных кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 Самсоновым И.И. в ОИК № 31 для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, не имелось. Более того, согласно ст. 33 закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» определены условия выдвижения кандидатов, по которым документами для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата являются следующие: заявление кандидата; копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном


месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Вышеуказанные документы, представленные в ОИК № 31 кандидагом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №3.1 Самсоновым И.И. на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, были оформлены в соответствии с требованиями вышеуказанной статьи. Т.е. нарушения п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ОИК № 31 допущено не было. 13.08.2010г. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательном:}' округу №31 Самсоновым И.И, в ОИК № 31 были представлены следующие документы: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата: уведомление ОИК №31 об открытии специального избирательного счета. Рабочей группой в составе членов ОИК № 31 с правом решающего голоса СВ. Спиченок. ЕЛ. Игнатенко, И.А. 1'етуновым. в этот же день. 13.08.2010 была проведена проверка представленных кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 Самсоновым И.И. обозначенных выше документов. В результате проверки установлено, что документы: представлены в полном объеме и в соответствии с требованиями избирательного законодательства, т.е. имеются основания для регистрации кандидата в депутаты Самсонова И.И., что подтверждается соответствующим актом. Таким образом. ОИК №31 установила соблюдение требований Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Местным отделением Политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области при выдвижении кандидагом в депутаты: Думы городского округа Самара пятого созыва Самсонова И. И. и соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Самсонова И.И. Местным отделением Политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области, требованиям ст.ст. 32. 33, 35 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.33,35 закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». В связи с изложенным, 13.08.2010г. на заседании ОИК №31 было принято решение №8\2 «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №31 Самсонова Ивана Ивановича». Таким образом, окружная избирательная комиссия по одномандатному округу № 31 по Кировскому району городского округа Самара не усматривает нарушений избирательного законодательства в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 31 Самсонова И.И. и оснований для отмены решения ОИК №8/2 от 13.08.2010г. На основании вышеизложенного заявленные требования кандидата в депутаты Думы городского округа. Самара пятого созыва, по одномандатному округу № 31 Иванова С.К. об отмене решения: №8/2 от 13.08.2010г. «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №3.1 Самсонова Ивана Ивановича» удовлетворению не подлежат. По поводу дополнительного заявления Иванова С.К. пояснили, что кандидат Самсонов И.И. выдвинут непосредственно избирательным объединением. что подтверждается соответствующими решениями нзбнрател ьного объединения -•


4

Представитель заинтересованного лица - кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31

Самсонова "Ивана Ивановича по доверенности Твердова И.В. в судебном заседании против

удовлетворения заявления Иванова С.К. возражала, поддержала свои письменные возражения, в которых указала, что в соответствии с п, 1. ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года М> 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), п. 1 ст. 32 закона Самарской области от 8 нюня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее - закон Самарской области) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, В соответствии с п.2 ст.ЗЗ Федерального закона, п.2 ст.32 Закона Самарской области непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.. Выдвижение кандидата производиться в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Решение Думы городского округа Самара о назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара от 15 июля 2010 года № 950 опубликовано в газете «Самарская газета» 17 июля 2010 года. Таким образом, выдвижение кандидатов возможно в период с 18 июля по 6 августа 2010 года. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона, п. 3 ст. 33 закона Самарской области соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанными выше законами, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого липа о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае а о избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя. отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы -род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том. что кандидат является депутатом. Вместе с указанным заявлением кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, по форме, установленной приложением № 1 к закону Самарской области. В соответствии с п. 4 ст. 35 закона Самарской области кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, одновременно с указанными выше документами, представляет в соответствующую избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый


5

государственный реестр юридических лиц, нотариально удостоверенную копию устава избирательного объединения, решение избирательного объединения о выдвижении кандидата. Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 35.1 закона Самарской области кандидат', выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, одновременно с документами, указанными в частях 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения о наименовании избирательного объединения. 29 июля 2010 года Самсонов Иван Иванович в полном соответствии с указанными выше нормами избирательного законодательства представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва необходимые для своего выдвижения в качестве кандидата все необходимые документы, о чем свидетельствует расписка о приеме документов, выданная Самсонову И.И. ОИК №31. В соответствии с п. 1 ст. 38 закона Самарской области документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, должны быть представлены в избирательную комиссию не позднее чем: за 42 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть до 18 часов 00 минут 28 августа 2010 года. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую изоиргп'ельную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пун к ее 16 настоящей статьи. В соответствии с п. 2 ст. 38 закона Самарской области регистрация кандидата при наличии документов, указанных в частях 3 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35. части 2 статьи 35.1 настоящего Закона, осуществляется на основании: либо необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией Самарской области; либо решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). или решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого региональным отделением или иным структурным подразделением указанной политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии). На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии). Таким образом, для регистрации кандидата необходимо до 18.00 28 августа 2010 года представить в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том. что кандидат является депутатом, сведения о размере и об источниках


6

доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собствениосги), о вкладах в банках, ценных бумагах, по форме, установленной приложением № 1 к закону Самарской области, нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц. нотариально удостоверенную копию устава избирательного объединения. Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата, сведения о наименовании избирательного объединения. Все необходимые для регистрации кандидата документы были представлены Самсоновым И.И, в ОИК № 31 29 июля 2010 года, то есть в установленный законом срок. В соответствии с п. 18 ст.38 Федерального закона избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В соответствии с п. 5 ст. 38 закона Самарской области избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим законом для регистрации кандидата. списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона, п. 1 ст. 56 закона Самарской области кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. И эта обязанность, установленная избирательным законодательством, кандидатом Самсоновым И.И. была исполнена. 31 июля 2010 года он открыл специальный избирательный счет в Кировском отделении СБ РФ г. Самара № 6991. В соответствии с п. 10 ст. 58 закона Самарской области кандидат представляет в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в установленном законом порядке. Поскольку срок подачи кандидатами документов на регистрацию в соответствии с и. 1 ст. 38 закона Самарской области истекает 28 августа 2010 года, а кандидат Самсонов И.И. представил первый финансовый отчет 13 августа 2010 года, то есть в пределах срока, установленного законом Самарской области, то кандидатом Самсоновым И.И. не было нарушено и это требование закона. Поскольку первый финансовый отчет кандидата и прилагаемая к нему форма учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата не являются обязательными документами, на основании которых проводиться регистрация кандидата, то довод заявителя о том, что эти документы должны быть представлены в избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня заседания ОИК, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, является надуманным. Избирательное законодательство вообще не содержит требования к кандидатам представлять документы на регистрацию не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором принимается решение о регистрации кандидата. В соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором, должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен: рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В соответствии с п. 2.2 ст.38 закона Самарской области при


выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения треоований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем: за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно под расписку извещает об этом кандидата с указанием на то. какие выявлены недостающие сведения или нарушения требований к оформлению документов. Не позднее чем за. один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения, о нем, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Представленные кандидатом Самсоновым И,И. для своего выдвижения и регистрации документы не требовали внесения в них каких-либо уточнений и дополнений. ОИК № 31 также не известила кандидата Самсонова И.И. о том. что представленные им для его выдвижения и регистрации документы оформлены с нарушением требований избирательного законодательства. Доказательств того, что представленные кандидатом Самсоновым И.И. первый финансовый отчет и прилагаемый к нему учет поступлений и расходовании денежных средств, а также уведомление о реквизитах специального избирательного счета оформлены с нарушением требований избирательного законодательства, заявителем не представлено. В соответствии с и. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом., В соответствии с п. 5 ст. 82 закона Самарской области решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона "Об основных, гарантиях избирательных, прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 81 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями с 9 по 11 статьи 38 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом:. Доказательств того, что ОИК № 31 при принятии оспариваемого решения нарушила установленные законом требования, заявителем не представлены. Таким образом, основания для отмены решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 31 по выборам: депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва № 8/2 от 13 августа 2010 года «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Самсонова Ивана Ивановича» отсутствуют. Дополнительно представитель заинтересованного лица Твердова И.В.


8

пояснила, что кандидат Самсонов И.И. выдвинут непосредственно избирательным объединением, что предусмотрено законом. Сроки выдвижения Самсонова И.И. в качестве кандидата не нарушены. Все необходимые документы были представлены Самсоновым И.И. в ОИК № 31. Перечень документов, предоставляемых при выдвижении кандидата и при его

регистрации в случае выдвижения кандидата избирательным объединением совпадают:.

Избирательный фонд создан кандидатом Самсоновым И.И. в установленные законом сроки. Не позднее чем за 1 день до заседания ОИК, кандидат вправе вносить уточнения, заменять документы, если они оформлены с нарушением закона. Полагает, что кандидат Иванов С.К. не вправе обращаться с заявлением об отмене решения ОИК № 31 о регистрации кандидатом Самсонова И.И., поскольку кандидат Самсонов И.И. выдвинут избирательным объединением, в связи с чем права кандидата Иванова С.К., зарегистрированного в порядке самовыдвижения, фактом регистрации кандидатом Самсонова И.И. не нарушены. Кандидат Самсонов И.И. выдвинут непосредственно избирательным объединением кандидатом по одномандатному избирательному округу, не в составе списка избирателей. Выборы в Думу городского округа Самара проходят по мажоритарной избирательной системе, при этом кандидаты от избирательных объединений выдвигаются не списком, а по избирательным округам.

Представитель городской избирательной комиссии по доверенности Бубликов Д.О.. в

судебном заседании заявление Иванова С.К. поддержал, просил его удовлетворить, оспариваемое решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Самсонова И.И, отменить, поскольку кандидатом Самсоновым И.И. нарушен порядок предоставления первого финансового отчета в связи с недействительностью приложенной к нему банковской справки о состоянии счета, так как справка составлен 31.07.10. а первый финансовый отчет сдан в ОИК № 31 13.08.10, что является нарушением инструкции о порядке ведения, открытия и закрытия специального избирательного счета, утвержденной решением избирательной комиссии Самарской области, а также инструкции избирательной комиссии г.о, Самара о порядке учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда.

Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, прокурора, предлагавшей суду в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.259 ч. 1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Из ст.261 4.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В соответствии со ст.4 ч.З Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.

Согласно ч.1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования: нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.

В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным: или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. ..осуществляет регистрацию кандидатов.

Согласно ст.76 ч.б ФЗ-67 от 12.06.02 «Об основных гарантиях избирательных прав п права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной


9

комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст.75 ФЗ-67 от 12.06.02 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан: Российской Федерации», решения н действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».

Согласно решению от 13.08.10 № 8\1 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 зарегистрирован Иванов С.К. л.д.5).

Согласно решению от 13.08.10 № 8\2 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 но выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 зарегистрирован Самсонов И.И., выдвинутый местным отделением политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области на основании Решения совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области от 21.07.10 №6 о выдвижении, тайным голосованием кандидатов в депутаты городского округа Самара пятого созыва по одномандатным избирательным округам, л.д.б).

В судебном: заседании обозревались подлинники документов, предоставленных Самсоновым И.И. в ОИК № 31. подтверждающих выдвижение Самсонова И.И. местным отделением политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области на основании Решения совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области от 21.07.10 №6 о выдвижении тайным голосованием кандидатов депутаты городского округа Самара пятого созыва по одномандатным избирательным округам, каких-либо нарушений избирательного законодательства и ФЗ "О политических партиях" судом не установлено.

Первый финансовый отчет кандидатом Самсоновым И.И. сдан в ОИК № 31 13.08.10, при этом в отчете указано, что поступило на избирательный счет кандидата 10 рублей, остаток, на счете на дату сдачи отчета- 10 рублей л.д.7-8).

Согласно ст.38 п.24 п.п."в" ФЗ от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием: для отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов,


10

необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата,

В соответствии со ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.06 «(3 выборах депутатов представительного органа муниципального образования», вместе с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в байках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению N 1 к настоящему Закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Согласно п. 10 ст.58 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». кандидат, избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, список кандидатов, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, в установленном законом порядке.

Предоставление вместе с первым финансовым отчетом кандидата каких-либо других финансовых документов, имеющих отношение к открытому избирательному счету кандидата, избирательным: законодательством не предусмотрено. Соответственно непредставление или предоставление ненадлежащим образом оформленных указанных документов, необходимость наличия которых определена в подзаконных нормативных актах, в частности инструкции о порядке ведения, открытия и закрытия специального избирательного счета, утвержденной решением избирательной комиссии Самарской области, а также инструкции избирательной комиссии г.о. Самара о порядке учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, на которые ссылается представитель заявителя и представитель городской избирательной комиссии, не является предусмотренным ст.38 п.24 ил."в" ФЗ от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для отказа в регистрации кандидата, поэтому доводы представителя заявителя, а также представителя городской избирательной комиссии об обратном несостоятельны.

Кроме того, в ходе судебного заседания судом обозревались подлинники договора между АКБ СБ РФ и Самсоновым И.И. об открытии банковского избирательного счета, а также сберегательная книжка к указанному договору, из которых следует, что договор был заключен 29.07.10, в тот же день на избирательный счет зачислено 10 рублей, в дальнейшем, до настоящего времени, какие-либо суммы на избирательный счет Самсонова И.И. не зачислялись и не снимались.

Таким образом, судом установлено, что сведения, содержащиеся в первом финансовом отчете кандидата Самсонова И.И,, предоставленным в ОИК №31, являются достоверными и отражают фактическое состояние избирательного счета кандидата Самсоиова И.И. на момент сдачи первого финансового отчета в ОИК № 31.

Согласно ст.35 п. 1.1. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным: объединением кандидатов по одномандатным: (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам), В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным:) избирательным округам, организующей, выборы избирательной комиссией.

В соответствии со ст.35 п.б Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования)}, избирательная комиссия


1

муниципального образования в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов либо принимает мотивированное решение об отказе в заверении списка кандидатов. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов.

Согласно п.п."б" п.24 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями. -несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;

В соответствии с п.2 ст.35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации", выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений. их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для полити ческих партий.

Согласно п.59 ст.2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах, в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией:

Судом установлено, что кандидат в депутаты Самсонов И.И. выдвигался избирательным объединением (политической партией) в качестве такового непосредственно по конкретному одномандатному избирательному округу, а не в составе единого списка кандидатов.

Предусмотренных п.п."б" п.24 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав о права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушений при выдвижении Самсонова И.И. в качестве кандидата судом не установлено.

Кроме того, несоблюдение процедуры заверения списка кандидатов организующей выборы избирательной комиссией не является предусмотренным избирательным законодательством основанием для признания решения окружной избирательной комиссии о регистрации гражданина в качестве кандидата в депутаты незаконным, а также основанием для принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации конкретного кандидата.

Поскольку судом установлено, что решение от 13.08.10 № 8\2 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Самсонова Ивана Ивановича " вынесено с соблюдением закона, оснований для удовлетворения заявления кандидата в депутаты Иванова С.К, об отмене данного решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ. суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Иванова Станислава Константиновича об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 13.08.10 № 8\2 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Самсонова Ивана Ивановича " - отказать.


Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд чирез Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней.

Председательствующий И.А. Родомакин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200