жалоба на нарушения избирательного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2010 года г.Самара

Кировский районный суд г.Самары составе

председательствующего Родомакина И.А..

с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы Г.Ю.,

при секретаре Кирьяновой Е.Ю..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №> 2-4680/10 по заявлению кандидата в депутаты Циклаури Зураба Сергеевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа На 28 от 06.09.10 № 9\1 о регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича,

УСТАНОВИЛ:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Циклаури Зураб Сергеевич обратился в Кировский районный суд г.Самары с заявлением, указав, что 06.09.10 окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № 28 принято решение № 9/1 «О регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича». Заявитель считает, что указанное решение принято в нарушение норм действующего законодательства и подлежит отмене, по следующим основаниям. В ходе проверки подписных листов в поддержку кандидата А.А. Цуркана избирательной комиссией не были выявлены нарушения избирательного законодательства. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону». Установленная Законом форма предусматривает наличие строк и прилагаемого к ним текста, а именно: «наименование представительного органа муниципального образования»; «фамилия, имя. отчество кандидата»; «день, месяц, год рождения»; «должность и место работы или род занятий»; «место жительства»: «наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера(номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона». Ни одной из перечисленных выше строк и прилагаемого к ним текста, в подписных листах с подписями в поддержку выдвижения кандидатом: в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича не имеется. Согласно подпункта 11 пункта 10 статьи 37 ЗСО: «недействительными подписями следует считать: все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону». Обжалуемое решение принято с нарушением требований гюдп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.5 ч..9 ст.38 Закона Самарской области от 08.06,06 № 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» и подлежит отмене. На основании изложенного, в соответствии пунктом п. п. 1, 5 ст. 75 Федерального закона и ст.ст. 245-261 ГПК РФ. заявитель просит суд

признать незаконным и отменить полностью решение Окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № 28 от 06.09.10 № 9/1 <Ю


регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича».

В судебном заседании заявитель Циклаури З.С, и представитель заявителя по доверенности Петраков А.А. заявление поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, просили заявление удовлетворить, оспариваемое решение окружной избирательной комиссии отменить. Кроме того, представили дополнительное заявление, где заявитель указал, что оспариваемым решением ОИК нарушены его избирательные права гражданина, а именно право участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий. При проверки документов, представленных А,А. Цурканом подписных листов с подписями для регистрации кандидатом, назначенный заявителем член ОИК с правом совещательного голоса А.А. Петраков обращал внимание комиссии на несоответствие подписных листов А.А. Цуркана требованиям: ЗСО № 57-ГД, а именно «неустановленная форма подписного листа», однако члены ОИК не прислушались к его мнению. В процессе проверки ОИК документов, представленных для регистрации кандидатами в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, части кандидатов было отказано в регистрации по основанию «неустановленная форма подписного листа», а часть кандидатов, в том числе А.А.Цуркаи. была зарегистрирована ОИК. несмотря на то, что у них были те же самые нарушения в оформлении подписных листов, В связи с этим заявитель вынужден воспользоваться своим правом на обжалование действий избирательных комиссий. Согласно положениям ст.37 и ст.38 Федерального закона, от 12.06.02 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. По смыслу вышеприведенных правовых норм федеральный закон не устанавливает форму подписного листа, а определяет, что она устанавливается соответствующим: законом, регламентирующим соответствующий уровень выборов. Специфика каждого вида и уровня: выборов в форме подписного листа, в частности, выборов в органы местного самоуправления городского округа Самара - Законом Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», согласно которого «Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону» (пункт 6 статьи 36 ЗСО). То есть форма подписного листа установлена законом Самарской области. Установленная Законом форма предусматривает обязательное наличие строк и прилагаемого к ним текста, а именно: <:<наименование представительного органа муниципального образования»; «фамилия, имя. отчество кандидата»: «день, месяц, год рождения»; «должность и место работы или род занятий»: «местожительства»: «наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера(номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой: (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона». Ни одной из перечисленных выше строк и прилагаемого к ним текста, в подписных листах с подписями в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана А.А. не имеется. Согласно подпункта 11 пункта 10 статьи 37 ЗСО: «недействительными подписями следует считать: все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону». Свои доводы заявитель также обосновывает ссылками на решение Кировского районного суда г.Самары от 15.09.10 по гражданскому делу о нарушении избирательного законодательства. В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и. права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации


кандидата может быть отменено судом, в порядке предусмотренном статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Аналогичная норма содержится в ч.З ст.82 ЗСО «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Заявитель считает. что обжалуемое решение окружной избирательной комиссии принято с нарушением требований под. «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.5 ч,9 ст.38 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» и подлежит отмене.

Представители заинтересованного лица окружной избирательной комиссии № 28 по

доверенности Поварова Е.Н, и Малое А.Н. против удовлетворения заявления кандидата Циклаури З.С. возражали, поддержали письменный отзыв, в котором указано, что окружная избирательная комиссия по одномандатному округу № 28 по Кировскому району городского округа Самара (далее ОИК №28) не поддерживает заявленные кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 28 Циклаури требования по следующим: основаниям. В соответствии с требованиями п.1 ст.38. п.2 ст.36 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее -Закон Самарской области) кандидатом Цурканом А.А. для регистрации в избирательную комиссию были представлены подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет, банковская справка о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда. Кандидат Цуркан А.А. представил в избирательную комиссию 125 подписных листа, содержащих 584 подписей избирателей. В соответствии с ч.1 ст.37 Закона Самарской области ОИК№ 28 осуществила проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Цуркана А.А. Вышеуказанная проверка подписных листов была произведена в полном соответствии с требованием областного и федерального законодательства РФ. В порядке ч.2 ст.37 Закона Самарской области, к проверке подписей были привлечены эксперты из числа специализированных учреждений и направлен соответствующий запрос в ЭкспертноКриминалистический центр ЭКЦ н.п. ГУВД Самарской области. На вышеуказанный запрос ОИК№ 28 получила, соответствующее заключение (справка эксперта №7012 от 01.09.20Юг. из ЭКЦ н.п. ГУВД по Самарской области). На основании справки эксперта было выявлено 12 недействительных подписей. Таким образом, объём выбракованных подписей составил 2,05% от общего объема представленных на проверку подписей в поддержку кандидата. То есть, имеющийся объём выбракованных подписей является допустимым при принятии решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №28. В ходе проверки подписных листов, рабочей группой нарушений несоблюдения требований, предъявленных к форме подписного листа, установленной ч.б ст.36 Закона Самарской области, в соответствии с которой подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 2-6 к вышеуказанному закону не было выявлено, так как содержались все необходимые сведения о кандидате. По результатам проверки подписных листов кандидата Цуркан А.А. рабочей группой ОИК №28 были составлены ведомость и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. На основании зафиксированных в итоговом протоколе выводов оснований для отказа в регистрации кандидата не усмотрено. В этой связи ОИК №28 приняла обоснованное решение № 9/1 от 06.09.2010г. «О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №28 Цуркана А.А>>. Доводы Циклаури З.С, изложенные в ее заявлении, являются несостоятельными и необоснованными в связи со следующим. Подписные листы, представленные Цурканом А.А. содержат все необходимые данные и соответствуют требованиям, установленных приложениями №2-№6 к Закону Самарской области. Объём выбракованных подписей составил 2,05% от общего объема


4

представленных на проверку подписей в поддержку кандидата. То есть, имеющийся объём выбракованных подписей является допустимым при принятии решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №28. В дополнение к письменному отзыву представители ОИК №28 пояснили, что минимальное количество действительных подписей избирателей по избирательному округу № 28 составляет 531 (2% от числа зарегистрированных избирателей по округу).

Заинтересованное лицо - зарегистрированный кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Цуркан Александр Артемович в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по адресу своей регистрации, по имеющимся в деле сведениям находится за пределами Российской Федерации л.д.8).

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица -зарегистрированного кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича.

Выслушав заявителя, его представителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, предлагавшего суду в удовлетворении заявления Циклаури З.С. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.259 чЛ ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные труппы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В силу положений ст.ст.37,38 ФЗ "(36 основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом:.

Согласно п.З ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.

В соответствии со ст.4 ч.З Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.

Согласно чЛ ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.

В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 <Ю выборах депутатов представительного органа муниципального образования». окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. .. осуществляет регистрацию кандидатов.

Согласно чЛ ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.


5

Из ч.1. ч,6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В силу ч.2 ст.36 Закона Самарской области от 08,06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.

Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать... все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (Причин) признания их таковыми.

Судом: установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».

02.08.10 решением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 28 в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрирован Циклаури З.С.

Решением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 28 от 06.09.10 № 9\1 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича ". Цуркан А.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты, поскольку окружной избирательной комиссией не выявлено нарушений избирательного законодательства при выдвижения кандидата и сбора подписей в его поддержку л.д.7).

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Цуркана Александра Артемовича от 03.09.10, рабочей группой признано недействительными 12 подписей избирателей из предоставленных кандидатом

584, что составляет 2.05% от общего количества подписей. Количество достоверных подписей

572.


6

Согласно пояснениям в судебном заседании представителей ОИК № 28. количество действительных подписей для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения по избирательному округу № 28 должно составлять не менее 531, что составляет 2% от общего количества зарегистрированных избирателей, что сторонами не оспаривалось.

В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов Цуркана А.А., переданные последним в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Согласно п. 11 чЛО ст.36 Закона Самарской области от 08.06,06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону.

В соответствии с приложением № 2 к указанному закону, в заголовке подписного листа должны быть указаны следующие сведения: "I Подписной лист выборы депутатов - наименование представительного органа муниципального образования; мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты - наименование представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу N. фамилия, имя. отчество кандидата, родившегося - день, месяц, год рождения, работающего - должность и место работы или род занятий, проживающего - место жительства, наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона.

Указанные требования, предъявляемые к подписному листу, кандидатом в депутаты Цурканом А.А. соблюдены, поскольку предусмотренные законом сведения о кандидате указаны в объеме, который соответствует положениям избирательного законодательства, каких-либо нарушений при оформлении подписных листов судом не установлено.

Поскольку кандидат' Цуркан А.А. судимости не имеет, что не оспаривается сторонами, он обоснованно указал об этом: в подписном листе.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что кандидатом Цурканом А.А. нарушена форма подписного листа в связи с отсутствием подстрочного текста в заголовке подписного листа, поскольку нарушений требований, установленных приложением № 2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", судом не установлено, поэтому оснований для признания подписей избирателей недействительными, согласно п.11 ч.Ю ст.36 Закона Самарской области, не имеется.

Нарушений избирательного законодательства при регистрации кандидатом в депутаты Цуркана А.А. судом не установлено.

Ссылку представителя заявителя на то обстоятельство, что в связи с нарушениями формы подписного листа избирательными комиссиями было отказано в регистрации большому количеству кандидатов, суд считает несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения в данном судебном разбирательстве является конкретное решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 28 от 06.09.10 № 911 о регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана А.А. Принятие избирательной комиссией каких-либо решений в отношении других кандидатов не относится к предмету рассмотрения настоящего гражданского дела и не может свидетельствовать о законности или незаконности оспариваемого решения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 28 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 06.09.10 Лг« 8\1 о


регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича является законным, в связи с чем требования заявителя Циклаурп З.С. необоснованны и удовлетворению но подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ. суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Циклаури Зураба Сергеевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 28 от 06.09.10 № 9/1 о регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 28 Цуркана Александра Артемовича - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней.

Председательствующий И.А. Родомакин